В настоящее время развитие в обществе феномена одиночества признают многие, что отражается в большом количестве различных исследований [1; 2; 3; 4 и др.]. В работах одиночество определяется как социальное и духовное явление, сущность которого состоит в неудовлетворенности человека различного рода коммуникациями.
Обратимся к анализу паремий, репрезентирующих семантему одиночество в языковой картине мира русского народа.
Большая часть пословиц и поговорок содержит представление о том, что человек – существо социальное, коллективное, член общины, без которой он слаб, недееспособен: «Трудно и дереву одинокому расти», «Одна рука и в ладоши не бьёт», «Одной рукой и узла не завяжешь», «Один ворочаешь – ошибок наворочаешь», «Одному ехать – и дорога долга» [5]. Одиночество – состояние, связанное в первую очередь с групповой изоляцией: «Одному и поссориться не с кем». Подчеркивается мысль, что даже работа спорится, когда дело вместе делается: «Одна пчела немного меду натаскает», «Одним камнем воды не нагреешь».
Одинокий человек не может противостоять остальным, которые вместе представляют собой силу: «Одному против многих замышлять нельзя», «Один в поле не воин».
В русском менталитете одинокий человек – это тот, кто не имеет семьи и дома: «Одинок да холост горюет в одну голову», «Семья воюет, а одинокий горюет», «В семье и смерть красна. Дружно – не грузно».
Он рассматривается как существо асоциальное, везде находящее себе приют: «Одинокому везде дом», «Одинокому, где хлеб, там и угол».
В картине мира русского народа одиночество ассоциируется с глупостью: «Глуп совсем, кто не знается ни с кем». Оно не несет радости: «Сам себе на радость никто не живет», «Сам на себя никто не нарадуется», «Моя радость хоть во пне, да не во мне».
Часто проводится параллель с природным миром: «Один цветок весны не делает», «И воробей не живёт без людей», «Один гусь поля не вытопчет», «Один – как месяц в небе», «Живет один, как бирюк, как медведь в берлоге».
Интересна ассоциация одинокого человека с дубом, как самым крепким деревом: «Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века», «Одинокий дуб ветра боится, одинокий человек людей страшится». Даже могучий и сильный дуб не сможет выстоять один в этом мире.
Семантическим центром понятия становится сема ‘холода’, ‘скуки’: «Одному жить – сердцу холодно», «Одному жить – сердце холодить, а на людях и смерть красна», «Одному и топиться идти скучно», «Одному и топиться идти скучно».
Семантема одиночество тесно связана с семами ‘страх’ («Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится»), ‘слезы’ («Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься», «Живет – не с кем покалякать, умрет – некому поплакать»), ‘смерть’ («Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет века», «Живет – не с кем покалякать, умрет – некому поплакать»).
В русском менталитете одиночество часто связано с потерей человеком своего места в коллективе, играет деструктивную роль в его жизни. Отсутствие социальных связей порождает в человеке чувство одиночества, ассоциируется с тоской, скукой, слезами, смертью. Мир одинокого человека отражен в интересных параллелях с миром природы.
Библиографический список
- Алейникова О.С. Одиночество: философско-культурологический анализ: автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб, 2005.
- Денисова Т.Ю. Одиночество как экзистенциально-социальный феномен: автореф. дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2008.
- Подзолкова Н.В. Концепт “одиночество” в немецкой и русской лингвокультурах: автореф. дисс. канд. фил. наук. Волгоград, 2005.
- Тихонов Г.М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты: автореф. дисс. докт. филос. наук. Ижевск, 2006.
- Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык, 1991. 544 с.
- Кочнова К.А. Семантическая тема «одиночество» в пейзаже А.П.Чехова // Филология и литературоведение. 2015. № 4 (43). С. 13-17.
- Кочнова К.А. Уникальные концептуальные связки в русской языковой картине мира // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2015. № 3 (19). С. 44-48.
- Юрченко М.А. Философско-антропологический анализ сущности одиночества: автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2010.
- Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле как способ репрезентации языковой картины мира писателя // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 125-130.
Количество просмотров публикации: Please wait