СЕМАНТЕМА «ОДИНОЧЕСТВО» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Кочнова Ксения Александровна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры «История и культура»

Аннотация
Статья посвящена изучению фрагмента языковой картины мира русского народа. Исследование семантемы «одиночество» осуществляется на основе объективного описания лексических единиц, входящих в состав русских паремий, эксплицирующих данную категорию в ее конкретной реализации.

Ключевые слова: лексема, менталитет, одиночество, семантема, языковая картина мира


SEMANTEME «LONELINESS» IN THE RUSSIAN LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

Kochnоva Ksenia Aleksandrovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy
candidate of philological Sciences, associate Professor of history and culture

Abstract
Article is devoted to studying of a fragment of a language picture of the world of the Russian people. Research of a semanteme "loneliness" is carried out on the basis of the objective description of the lexical units which are a part of the russian paremias, the eksplitsiruyushchikh this category in its concrete realization.

Keywords: language picture of the world, lexeme, loneliness, mentality, semanteme


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кочнова К.А. Семантема «одиночество» в русской языковой картине мира // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63096 (дата обращения: 16.03.2024).

В настоящее время развитие в обществе феномена одиночества признают многие, что отражается в большом количестве различных исследований [1; 2; 3; 4 и др.]. В работах одиночество определяется как социальное и духовное явление, сущность которого состоит в неудовлетворенности человека различного рода коммуникациями.

Обратимся к анализу паремий, репрезентирующих семантему одиночество в языковой картине мира русского народа.

Большая часть пословиц и поговорок содержит представление о том, что человек – существо социальное, коллективное, член общины, без которой он слаб, недееспособен: «Трудно и дереву одинокому расти», «Одна рука и в ладоши не бьёт», «Одной рукой и узла не завяжешь», «Один ворочаешь – ошибок наворочаешь», «Одному ехать – и дорога долга» [5]. Одиночество – состояние, связанное в первую очередь с групповой изоляцией: «Одному и поссориться не с кем». Подчеркивается мысль, что даже работа спорится, когда дело вместе делается: «Одна пчела немного меду натаскает», «Одним камнем воды не нагреешь».

Одинокий человек не может противостоять остальным, которые вместе представляют собой силу: «Одному против многих замышлять нельзя», «Один в поле не воин».

В русском менталитете одинокий человек – это тот, кто не имеет семьи и дома: «Одинок да холост горюет в одну голову», «Семья воюет, а одинокий горюет», «В семье и смерть красна. Дружно – не грузно».

Он рассматривается как существо асоциальное, везде находящее себе приют: «Одинокому везде дом», «Одинокому, где хлеб, там и угол».

В картине мира русского народа одиночество ассоциируется с глупостью: «Глуп совсем, кто не знается ни с кем». Оно не несет радости: «Сам себе на радость никто не живет», «Сам на себя никто не нарадуется», «Моя радость хоть во пне, да не во мне».

Часто проводится параллель с природным миром: «Один цветок весны не делает», «И воробей не живёт без людей», «Один гусь поля не вытопчет», «Один – как месяц в небе», «Живет один, как бирюк, как медведь в берлоге».

Интересна ассоциация одинокого человека с дубом, как самым крепким деревом: «Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века», «Одинокий дуб ветра боится, одинокий человек людей страшится». Даже могучий и сильный дуб не сможет выстоять один в этом мире.

Семантическим центром понятия становится сема ‘холода’, ‘скуки’: «Одному жить – сердцу холодно», «Одному жить – сердце холодить, а на людях и смерть красна», «Одному и топиться идти скучно», «Одному и топиться идти скучно».

Семантема одиночество тесно связана с семами ‘страх’ («Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится»), ‘слезы’ («Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься», «Живет – не с кем покалякать, умрет – некому поплакать»), ‘смерть’ («Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет века», «Живет – не с кем покалякать, умрет – некому поплакать»).

В русском менталитете одиночество часто связано с потерей человеком своего места в коллективе, играет деструктивную роль в его жизни. Отсутствие социальных связей порождает в человеке чувство одиночества, ассоциируется с тоской, скукой, слезами, смертью. Мир одинокого человека отражен  в интересных параллелях с миром природы.


Библиографический список
  1. Алейникова О.С. Одиночество: философско-культурологический анализ: автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб, 2005.
  2. Денисова Т.Ю. Одиночество как экзистенциально-социальный феномен: автореф. дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2008.
  3. Подзолкова Н.В. Концепт “одиночество” в немецкой и русской лингвокультурах: автореф. дисс. канд. фил. наук. Волгоград, 2005.
  4. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты: автореф. дисс. докт. филос. наук. Ижевск, 2006.
  5. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык, 1991. 544 с.
  6. Кочнова К.А. Семантическая тема «одиночество» в пейзаже А.П.Чехова // Филология и литературоведение. 2015. № 4 (43). С. 13-17.
  7. Кочнова К.А. Уникальные концептуальные связки в русской языковой картине мира // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2015. № 3 (19). С. 44-48.
  8. Юрченко М.А. Философско-антропологический анализ сущности одиночества: автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2010.
  9. Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле как способ репрезентации языковой картины мира писателя // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 125-130.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кочнова Ксения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация