В настоящее время огромную роль в жизни человека играет глобальная сеть интернет. Интернет – это большое пространство возможностей c доступом к различной информации, которое расширяет свои пределы ежеминутно. Каждый день во всем мире создаются тысячи сайтов, на них можно найти любую информацию, начиная от развлекательной информации вплоть до серьезных политических, экономических и социальных ресурсов. Однако кроме полезных свойств, «мировая паутина» также содержит негативную информацию, в частности пропаганду экстремистского характера.[1,2,3,4,5]
В общем смысле под киберэкстремизмом понимают экстремизм в виртуальном (кибер-) пространстве. Экстремизм в понимании ученых – это радикальная приверженность к крайним взглядам и мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии.Направление киберэкстремизма возникло сравнительно недавно и прогрессирует, несмотря на меры, принимаемыегосударством и соответствующими органами.
В связи с повышением риска подверженности атаки злоумышленников в интернете, государство стало активно применять меры по обеспечению безопасности в данной сфере и установило жесткие ограничения на законодательном уровне. В России трактовка экстремистского направления контролируется Федеральным Законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Федеральный закон от 27 июля 2006 г №149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность.[6,7,8,9,10,11,12]
Информация в наше время обладает огромным влиянием на общество, чем и пользуются террористические группировки, пропагандируя свою идеологию.Определить реальное количество подобного контента сложно, так как чаще всего сторонний наблюдатель не осознает, что отдельная информация в Интернете имеет экстремистский подтекст. Для несведущих людей переговоры террористов выглядят как нечто обыденное. Часто в целях пропаганды сепаратисты используют чат-румы или обычную рассылку.
По данным ВЦИОМ 70% самых активных пользователей «всемирной паутины»– это население в возрасте от 18 до 24 лет. Это говорит о том, что основная аудитория, сталкивающаяся с подобной проблемой – молодежь, в частности студенты. В таком возрасте люди наиболее подвержены манипуляции и неразборчиво поддерживают разные идеологии. [13,14,15,16,17,18]
К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде, необходимо отнести не только социально экономические противоречия современного общества, но и культурно воспитательные проблемы: изменение ценностных ориентаций, распад прежних моральных устоев, отсутствие стремления к единению всех народов, проживающих на территории России.
Профилактика киберэкстремизма среди студентов должна осуществляться по трем направлениям: юридическому, акмеологическому, технологическому.
Исходя из первого направления, профилактика проводится на законодательном уровне. Люди, занимающиеся пропагандой экстремизма и киберэкстремизма, в частности, а также поддерживающие подобные настроения, должны осознавать величину ответственности за свои действия и неизбежность наказания.[19,20]
Второе направление предполагает построение строгой системы ценностей у студентов, которая ориентирована и способна противостоять влиянию экстремистского характера. Для этого нужно упростить доступ к объектам культуры, а в интернет – среде пропагандировать общечеловеческие ценности.
Технологическое направление подразумевает следующее: фильтрация интернет-контента и персонификация доступа к потенциально опасным ресурсам.
В сфере образования уделяется немало внимания профилактикикиберэкстремизма, для этого выполняетсядиагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у студентов, проходят мероприятия антитеррористического и антиэкстремистского характера,разрабатываются различные проекты для вовлечения молодежи в спорт, волонтерскую деятельность, участие в городских мероприятиях по профилактике экстремизма. Организовываются занятияна темы: «Конституция РФ о межэтнических отношениях»; «Сущность терроризма»; «Дисциплинированность и бдительность – в чем выражается их взаимосвязь?»; «Как террористы и экстремисты могут использовать подростков и молодежь в своих преступных целях»; «Мы голосуем за мир»;Профилактика и разрешение конфликтов»; «Богатое многообразие мировых культур»и т.п.Проводится разъяснительная работа среди студентов по предупреждению экстремизма с приглашением представителей правоохранительных органов, духовенства, а также беседы, направленные на формирование чувства патриотизма, толерантности, веротерпимости, миролюбия между гражданами различных этнических групп населения.[21,22]
Таким образом, профилактика киберэкстремизма во всех сферах деятельности общества, является актуальной и серьезной проблемой. Особое внимание следует уделять студенческой сфере, которая наиболее подвержена негативному влиянию. Улучшение функционирования сервисов безопасности интернета, позволит наладить общую систему предупреждения терроризма и экстремизма, которые сегодня несут наибольшую угрозу.
Библиографический список
- Агдавлетова А.М. Меры профилактики киберэкстремизма среди молодежи. В сборнике: Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСиТ-2014) Материалы Всероссийской молодежной научно-практической школы. 2014. С. 13-14.
- Ганиева Л.Ф. Методика проведения цикла воспитательных мероприятий по антипропаганде киберэкстремизма среди молодежи в вузе Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: МГТУ, 2014. – 189 с. 57-63.
- Ганиева Л.Ф. Применение проектного менеджмента при проведении мероприятий по профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи в вузе Новые информационные технологии в образовании: материалы 8 междунар. науч. практич. конф. Екатеринбург, 10-13 марта 2015г. ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. -пед. ун-т» Екатеринбург, 2015.619 с. 298-302
- Ганиева Л.Ф., Ефимова И.Ю., Чернова Е.В. Метод проектов в подготовке молодёжи к противодействию вовлечения в киберэкстремистскую деятельность Всеросс. студ. Форум: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики (21-22 марта) Шадринск: ШГПИ, 2014.128-135.
- Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1074-1077. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
- Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск : Дом печати, 2014. – 203 с.
- Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
- Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова; Магнитогорский Дом Печати, 2014. – 204 с.
- Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом Печати, 2015. – 480 с.
- Макашова В.Н. Механизмы противодействия киберэкстремизму и кибертерроризму в системе образования//Фундаментальные исследования. -2013. -№ 10-9. – С. 2054-2059
- Макашова В.Н., Ошурков В.А, Цуприк Л.С. Механизмы защиты обучающихся от киберэкстремизма в условиях развития облачных образовательных сервисов//Фундаментальные исследования. – 2014.
- Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н., Ганиева Л.Ф. Педагогические, психологические и лингвистические аспекты проблемы киберэкстремизма среди молодежи в вузе. ВАК Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–6. – С. 1289-1293;
- Макашова В.Н., Чернова Е.В. Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде/ В.Н. Макашова, Е.В. Чернова//Современные информационные технологии и ИТ-образование. -2013. -№ 9. -С. 328-335.
- Макашова В.Н., Чернова Е.В. Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде / Современные информационные технологии и ИТ-образование / Сборник избранных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. - М. : ИНТУИТ.РУ, 2013. – 829 с. – с.328-336
- Мовчан И.Н., Чернова Е.В., Чусавитина Г.Н. Учебный проект как одна из форм противодействия киберэкстремизму среди школьников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9-3. – С. 486-490
- Сафронов А.А., Макашова В.Н. Анализ методических рекомендаций для обеспечения информационной безопасности детей образовательных учреждений // Современная техника и технологии. 2014. № 8 (36). С. 3-6.
- Старков А.Н., Старкова Н.А., Чернова Е.В. Киберэкстремизм в молодежной среде как социальная проблема // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 7. – с. 1550-1554.
- Чернова Е.В. Киберэкстремизм в сетевом социальном пространстве / Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСиТ-2014). Материалы Всероссийской молодежной научно-практической школы, г. Кемерово, 19-21 июня 2014 г. – 288c. – с. 99-101.
- Чернова Е.В. Социальные сети и киберэкстремизм / Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. (сборник статей). Под ред. Л.З. Давлеткиреевой, Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск, 2013. – 162 с. – с. 132-136.
- Чернова Е.В., Гиляжева Г.З. Формирование толерантного мировоззрения у учащихся для профилактики киберэкстремизма в условиях поликонфессионального и многонационального общества / Современные информационные технологии и ИТ-образование / Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. – 957 с. – с. 671-681.
- Чернова Е.В., Макашова В.Н., Боброва И.И. Современные аспекты распространения киберэкстремистской идеологии в молодежной ИТ-среде // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1294-1297. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
- Чернова Е.В., Макашова В.Н., Боброва И.И., Современные аспекты распространения киберэкстремистской идеологии в молодежной ИТ-среде // Фундаментальные исследования, ИД «Академия естествознания», Пенза, 2014-Русский.