Предоставление туристко-рекреационных услуг традиционно является важной отраслью, хотя доля в структуре ВРП относительно невелика. Безусловно, потенциал развития бизнеса в данной отрасли весьма велик, что создаёт дополнительные возможности по формированию новых точек роста региона. Территориально относясь к Южному федеральному округу, Астраханская область располагается на границе Европы и Азии, а протекающая по области Волга даёт выход к 5 морям. В Астрахани работает международный аэропорт, развито железнодорожное сообщение, проложены автомобильные и водные пути. Главные судоходные реки региона — Волга, Ахтуба, Бахтемир, Болда, Бузан, Кизань, Царев. В самой Астрахани и в посёлке Оля находятся морские порты.
Астраханская область – регион активно развивающегося въездного туризма. В регионе, как и во всей России наметилась тенденция к устойчивому развитию выездного туризма, однако последнее пятилетие активно набирает обороты внутренний и въездной туризм.
На астраханском туристическом рынке работает много мелких фирм, предоставляющих услуги низкого качества и не имеющих представления о стандартах сервисной индустрии, принятых во всем мире. Это является следствием общего состояния индустрии гостеприимства в нашей стране: например, на рынке отмечается переизбыток топ-менеджеров, в то время как менеджеров, горничных со знанием иностранного языка катастрофически не хватает.
Таблица 1– Динамика численности работающих в туристических фирмах
Показатель |
2007г |
2008г |
Темп прироста % |
2009г |
Темп прироста % |
2010 |
Темп прироста % |
2011г |
Темп прироста % |
2012г |
Темп прироста % |
Среднесписочная численность работающих в туристских агентствах, чел. |
654 |
775 |
18,5 |
842 |
8,6 |
966 |
14,7 |
1049 |
8,5 |
1034 |
-1.4 |
В расчете на одну турфирму, чел. |
|
11 |
|
11 |
|
10 |
|
9 |
|
8 |
|
Выпускники вузов и колледжей должны готовиться под конкретное туристическое предприятие, а не просто – на рынок труда. Специалисты, подготовленные по направлению «туризм», должны обладать способностями экономиста, менеджера, маркетолога и конечно же психолога. В последнее время управленцы предприятий, входящих в кластерное образование, стали использовать инновационные методики менеджмента из опыта зарубежной туриндустрии, за счет чего повысился уровень заполнения гостевого фонда с 50 % до 75-80 %.
Следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Астраханской области. Благодаря этому получили всемирную известность не только туристическо-рыболовная, но и культурно-историческая направленность, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры.
Несмотря на то, что доля туризма в валовом региональном продукте незначительна (1-1,5%), данная отрасль занимает особое место в местной экономике. Активный туристский сезон в Астраханской области приходится на период с мая по октябрь когда идет рыболовный сезон (рисунок 1).
Рисунок 1 – Сезонность посещения туристами Астраханской области
Загруженность имеющегося гостевого фонда составляет в среднем 75-80%, что связанно с сезонной посещаемостью.
Основными потребителями услуг традиционно являются жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Пензенской и Тамбовской областей. Из других регионов России въездной поток незначителен. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва).
Основные показатели деятельности туристского кластера за год:
– Увеличен турпоток в области до 550 тыс. чел./год.
– Средняя продолжительность пребывания туриста — 3-4 суток.
– Номерной фонд достиг 7 тыс.
– Затраты одного туриста (в расчете на 3 дня) — 18-20 тыс. руб.
– Средняя заполняемость гостиниц — 75-80%.
– Экономическая эффект от туризма – до 10 млрд. руб.
В настоящее время на рынке туруслуг Астраханской области действуют большое количество субъектов, позиционирующих себя как турпредпрития без четкого указания на вид деятельности или ее специализацию. Так, большинство фирм, включенных в госреестр туроператоров, и будучи на практике принимающими туроператорами, позиционируют себя как туристские базы или базы отдыха и в статотчетах учитываются как средства размещения.
Особенностью аналитических обзоров рынка туризма в регионе является неоднозначность данных статистики, предоставляемых различными органами исполнительной власти и ведомствами, а также явно выраженные противоречия с реально существующим положением дел на рынке туристских услуг размещения.
В настоящем исследовании приводятся данные официальной статистики Федеральной налоговой службы, Территориального органа федеральной Службы государственной статистики по Астраханской области, а также собственных исследований, проведенных на основе метода экспертных оценок. Противоречия в данных статистической отчетности обусловлены с одной стороны высокой долей теневых участников рынка, с другой стороны тем, что учет ведется по основному виду деятельности организации.
По данным Федеральной налоговой службы на территории Астраханской области в 2010 году действовал 464 туристских предприятий, что было не на много больше, чем в 2009 г – 450 ед.
По данным той же Федеральной налоговой службы и реестра Министерства спорта и туризма Астраханской области количество туристских предприятий, действующих на территории субъекта составило в 2011 году – 515 ед., в 2012 году – 592 ед. (темп роста 2011/2012 – 15%), в 2013 году – 645 ед. (темп роста 2012/2013 – 9%).
Таблица 2 – Динамика численности туристских предприятий, действующих на территории Астраханской области
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Темп прироста, % |
2011 г. |
Темп прироста, % |
2012 г. |
Темп прироста, % |
2013 г .(1 полугодие) |
Темп прироста, % |
Число туристских предприятий |
450 |
464 |
3,1 |
515 |
11,0 |
592 |
15,0 |
645 |
9,0 |
Внутренний туристский поток по данным роуминга в Астраханской области в 2013 году составил 2575000 человек. Аналогичные показатели за предыдущие годы представлены в таблице.
Таблица 3 – Внутренний туристский поток по данным роуминга, тыс. чел.
|
2008 |
2009 |
Прирост, % |
2010 |
Прирост, % |
2011 |
Прирост, % |
2012 |
Прирост, % |
2013 |
Прирост, % |
Всего по области |
1735 |
1800 |
3,7 |
1850 |
2,8 |
2054 |
11,0 |
2362 |
15,0 |
2575 |
9,0 |
В течение года Астраханскую область с рыболовно-охотничьими целями посещают более 1 950 тысяч туристов. Это составляет 76-78% от общего въездного потока в регион.
Ориентировочный поток туристов с целями, отличными от рыболовно-охотничьих оценивается в пределах 440-445 тысяч человек в год, что составляет 15-17 % от общего турпотока. Его расчет производился методом экспертных оценок на основе полученных сведений о размере номерного фонда городских средств размещения, среднегодовой загрузки гостиничных предприятий и средней продолжительности пребывания туристов в городе.
Дополнительно г. Астрахань ежегодно посещает порядка 15,5 тыс. круизных туристов, которые не пользуются услугами размещения.
В пределах указанных значений туристские потоки с различными целями, отличными от рыболовно-охотничьих, распределяются следующим образом:
- профессионально-деловые цели – 10-12%;
- экскурсионные – 3-5%;
- круизы – менее 1%
- лечебно-оздоровительные – менее 1%.
Рисунок 2 – Распределение турпотока по видам туризма
В состав туристического кластера Астраханской области на основании подписанного соглашения вошли:
Музеи:
ОГБУК “Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина”, ОГБУК “Астраханский гоуарственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник”, ООО “Сарай-Бату”
Гостиничный сервис и туристические базы:
ООО “Осетр”, ЗАО “Синяя Птица”, ООО “Парус-отель”, ООО МФ “Зеленый берег”, ООО “Найн-Флайт-Волга”, ООО “Раскаты”, ООО “Волга-КЕМ”, ООО “Гранд-Отель-Астрахань”, ООО “МС Холдинг”
Туристические организации
ОАО”Судоходная компания 7 морей”, ООО ТК “Астринтур”
Предприятие по производству сувенирной продукции ООО ПКФ “Чароит”.
В настоящее время ведется работа по разработке стратегии, программы и дорожной карты развития туристического кластера Астраханской области.
Библиографический список
- Артамонова, Ю.С. Практические аспекты реализации кластерной политики на основе создания центров кластерного развития //Современные производительные силы.-2014.-№4.-с. 118-123
- Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14407 (дата обращения: 26.01.2015)
- Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Организационная модель кластеров Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46055 (дата обращения: 10.02.2015)
- Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Характеристика экономического состояния Астраханской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=9508 (дата обращения: 10.02.2015
- Артамонова Ю.С., Файзиев Р.М., Чудайкина Т.Н. Повышение эффективности кадрового обеспечения кластеров Астраханской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9500 (дата обращения: 09.03.2015).
- Артамонова, Ю.С. Стратегическое развитие регионального строительного комплекса на основе инноваций/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В., Оськина И.В.//Региональная архитектура и строительство. –2010.– № 2.– С. 156-162.
- Артамонова, Ю.С. Формирование инновационной стратегии развития региональных строительных комплексов/Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Савченков А.В.//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.– 2011.–№ 24.–С. 168-170.
- Мониторинг состояния инновационного, научного, производственного, финансово-экономического потенциала территориальных кластеров и актуализация программ территориальных кластеров Астраханской области, в том числе создание (организационное проектирование) цепочек взаимодействия в интересах участников территориальных кластеров. – Астрахань, 2015.
- Программа развития судостроительного кластера Астраханской области,- Астрахань, 2015.
- Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Оценка факторного пространства, влияющего на формирование инновационных кластеров стройиндустрии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47099 (дата обращения: 09.03.2015).