Динамичное развитие Севера России связано с формированием системы стратегического управления, способной учитывать всё многообразие форм и методов социально-политического, экономического и культурного взаимодействия государства, населения и бизнеса в регионе.
Важным качеством эффективных систем управления стратегическим развитием является способность рационализировать методы и ресурсы управления в зависимости от значимости и актуальности стратегических, тактических, операционных целей и задач. Эффективность системы стратегического управления определяется возможностью упорядоченного применения технологий «мягкой» и «жёсткой» власти для формирования благоприятных условий достижения перспективных целей социально-политического, культурного и экономического развития территорий Севера России.
Таким образом, важной функцией системы стратегического управления процессами развития территорий Севера России является регулирование методов «мягкой» и «жёсткой» власти, что создаёт условия поддержания баланса власти. Данные технологии управления имеют свои специфические черты, определяющие характерные условия их применения.
Технология управления «soft power» [1; 2; 3; 4; 5; 6] (мягкая власть) предполагает плановое системное управление политическими процессами, основанное на оценке стратегических перспектив и формировании на основе специализированных исследований подходящих условий реализации стратегической инициативы политической властью страны путём культурной и политической кооперации.
В основе идеологической концепции «мягкой власти» лежит идея культурной и идеологической интеграции, что предполагает внедрение и распространение определённых привлекательных политических, культурных, социальных, экономических ценностей и норм общественной жизни (например, идей демократии, свободы, справедливости, равенства и др.). За счёт распространения универсальных ценностей и интересов через механизмы культуры и языка происходит формирование общих целей и интереса к совместному участию в их достижении. Именно добровольное участие на основе общих ценностей и идей отличает механизм «мягкой власти» от «жёсткой власти», которая характеризуется использованием принуждения на основе экономических и военных санкций [7; 8; 9; 10].
Технология «жёсткой власти» используется в основном применительно к кризисным общественно-политическим процессам и определяется незначительной возможностью прогнозирования и планирования стратегических перспектив социально-политического и экономического развития общества. Главной целью данной технологии является ограничение влияния на социально-политическую систему возможных негативных последствий от воздействия нежелательных внешних и внутренних факторов, противоречий и угроз.
Таким образом, если механизмы «мягкой» власти применяются в основном для кооперации субъектов политики с целью реализации совместных целей и задач, то механизмы «жёсткой» власти направлены на ограничение дестабилизирующих социально-политическую систему факторов и не учитывают возможности и перспективы развития общества.
Основные характеристики технологий «мягкой» и «жёсткой» власти приведены ниже (см. таб. 1):
Таблица 1 – Сравнение социально-политических характеристик «мягкой» и «жёсткой» власти (Авторский вариант)
№ |
Характеристики |
«Мягкая власть» |
«Жёсткая власть» |
Главная цель | Интеграция и кооперация | Принуждение и побуждение | |
Методы достижения целей и задач | Применение культурных (в том числе языковых), политических и идеологических методов распространения ценностей | Военные, экономические, социальные и политические санкции | |
Степень стратегической направленности | Долгосрочное планирование на основе стратегических исследований | Краткосрочная мобилизация ресурсов, не предусматривающая анализ и изучение стратегических перспектив развития | |
Демократические механизмы принятия и реализации управленческих решений | Ключевыми являются ценности демократии и гражданского участия | Демократические механизмы и гражданское участие зачастую не учитываются | |
Правовые нормы | Безоговорочное соблюдение правовых норм, правил и стандартов | Возможна практика «корректировки» правовых норм, правил и стандартов | |
Политическая культура и ценности | Поощряется активная политическая культура (участия), основанная на культуре «модернити» | В основном доминирует пассивная политическая культура, основанная на авторитарных ценностях и нормах | |
Гражданское общество | Обязательное участие институтов гражданского общества в процессе принятия и реализации управленческих решений, ценностей и целей | Имеется возможность не привлекать институты гражданского общества, в основе лежит широкое использование военных и силовых структур | |
Открытость и прозрачность | Поддержание открытой и прозрачной политической системы | Возможность власти не обращать внимания на состояние политической системы, используя авторитарные методы управления |
Исследуемые технологии управления в политической практике в основном применяются комплексно. Политико-управленческие последствия их применения оказывают различное влияние на направление, тенденции и пути политического развития государства и общества. Так, если «мягкая» власть ставит целью интеграцию и создание коалиций и альянсов, то «жёсткая» власть предполагает возможность продвижения интересов без обязательного сотрудничества и кооперации. Применение технологии «жёсткой» власти может сопровождаться «откатом» ценностей и идеалов демократии, свободы и самосознания общества и приводить к формированию авторитарных тенденций развития социально-политической системы страны.
Для сбалансированного политического развития система стратегического управления должна иметь механизмы поддержания баланса власти в процессе разработки и реализации политических решений. Важной составляющей данной системы являются демократические, правовые и гражданские механизмы регулирования взаимоотношений государства и общества, формирующие эффективные основы артикуляции и агрегации интересов общества, их внедрения в политическую практику страны и её регионов. Механизмы поддержания баланса власти должны учитывать как внутренние, так и внешнеполитические тренды и возможные угрозы стратегического развития социально-политической, экономической и культурной сфер жизнедеятельности общества [11]. Поэтому система стратегического управления на Севере России должна иметь эффективные механизмы стратегического исследования и планирования [12].
Анализируя систему стратегического планирования, важно отметить, что чем больше период стратегического исследования, тем выше вероятность отклонения запланированных показателей от реальности вследствие воздействия внешних и внутренних дестабилизирующих политическую систему факторов. Поэтому необходимо изначально создавать более точную систему контроля процессов реализации стратегических проектов развития территорий Севера России и более структурированную систему тактического управления, нежели в случае небольших периодов стратегического планирования.
Важным аспектом выработки качественной стратегической политики развития Севера России является формирование системы качества принятия и реализации управленческих решений. Данная система должна определять целесообразность и эффективность конкретных управленческих решений для стратегического развития социально-политической, экономической и культурной сфер общества, что предполагает оценку ключевых факторов сбалансированности управленческих решений по вопросам развития Севера России.
Среди основных факторов оценки сбалансированности управленческих решений следует выделить:
1) Фактор внешних условий: одобрение/неодобрение международным сообществом стратегической политики России в области освоения Севера и Арктики (фактор I).
2) Факторы внутренних условий: а) наличие качественной стратегии, детально продуманной и соотнесённой с реальностью (фактор II); б) согласие общества со стратегическими планами (фактор III); в) наличие ресурсов для реализации стратегических планов (идеологических (1), финансовых (2), готовность соответствующих управленческих кадров (3), временной ресурс (4), техническая готовность (5) (фактор IV).
Оценка ключевых факторов способствует определению внешних и внутренних условий принятия и реализации управленческих решений и выработке наиболее приемлемой модели стратегического развития северных территорий страны.
Библиографический список
- Joseph Nye, Bound to lead: The changing nature of American power. New York: Basic Books, 1990. 308 р.
- Joseph Nye, The Powers to Lead. NY: Oxford University Press, 2008.
- Joseph Nye, Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 191 с.
- Jan Melissen, Wielding Soft Power // Clingendael Diplomacy Papers. No 2. Clingendael, Netherlands, 2005.
- Salvador Santino Regilme, The Chimera of Europe’s Normative Power in East Asia: A Constructivist Analysis // Central European Journal of International and Security Studies, March, 2011. №5 (1). P. 69-90.
- Ваплер В.Я., Гронская Н.Э., Гусев А.С., Коршунов Д.С., Макарычев А.С., Солнцев А. В. Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право, 2010. № 1.
- Гукасов А.В. «Жесткая» и «мягкая» сила как инструменты внешней политики США // Вестник Института стратегических исследований ПГЛУ: Сб. научных трудов. Выпуск I: Конфликты – безопасность – геополитика: стратегический анализ современного мирового развития. Ставрополь: Ставролит, 2011. С.15-17.
- Леонова О. Г. Мягкая сила – ресурс внешней политики государства // Обозреватель, 2013. № 4. С. 27-40.
- Пономарева Е.Г. Железная хватка “мягкой силы” // Однако, 2013. № 6. С. 18-26; № 7. С. 18-21.
- Русакова О.Ф., Ковалёва Д.М. «Мягкая сила» и «умная власть»: концептуальный анализ // Социум и власть. №3 (41), 2013. С. 15-20.
- Кондраль Д.П. Социально-политические факторы стратегического развития Севера России // Современные научные исследования и инновации, Апрель 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32776 (дата обращения: 01.04.2014).
- Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы. Сыктывкар: Изд. Сыкт ГУ, 2014. 96 с.