Актуальность исследования возможностей применения Интернет-ресурсов в преподавании математических дисциплин связана с увеличением объема Интернет-информации, нуждающейся в поиске, систематизации и использовании, с востребованностью специалистов владеющих математическими методами моделирования, умеющих проводить математические расчеты и анализировать результаты с использованием современных информационных технологий и с необходимостью активного внедрения современных информационных технологий на занятиях по математике.
Использование Интернета и информационных технологий в целом применительно к процессу обучения математики рассмотрено в работах Н. В. Акамовой [1], Я. И. Мельниченко [2], В. С. Новиковой [3], Р. И. Остапенко [4-7], Е. В. Потехиной [8], К. П. Ядрова [9]. Авторами показано, что Интернет-технологии успешно используются в качестве символьного, наглядного, доступного средства обучения, а также обеспечивают многозадачность и дифференцированный подход в процессе обучения студентов.
В большинстве работ под Интернет-ресурсом авторами понимается какой-либо сайт (портал), имеющий электронные учебные пособия, журналы, энциклопедии, дающий возможность обработать данные в режиме онлайн, провести эксперимент или получить образование дистанционно. Под Интернет-ресурсом в данном случае мы будем понимать источник в сети Интернет, имеющий исходную информацию или данные для решения математических задач.
Цель статьи: рассмотреть методические аспекты использования Интернет-информации для решения практических задач в процессе преподавания математических дисциплин студентам вузов.
Современные исследования посвящены проблемам формирования математической компетентности не только студентов инженерных и технических специальностей (Валиханова [10], Палеева [11]), но и гуманитарных специальностей как в целом (И. А. Кузнецов [12], Галимянов [13], О. А. Велько и С. Н. Сиренко [14]) так и в узкой специализации будущих: экономистов (С. Г. Темирова [15], Д. А. Картежников [16], Е. Ю. Напеденина [17], Е. Ю. Белянина [18]), филологов (И. В. Кокорин [19]), спортсменов (Архандеева [20]), медиков (Трухачева [21]), педагогов (Казачек [22]), юристов (А. В. Иванова [23], В. Еровенко [24]), менеджеров (Ф. С. Хагундокова [25], С. А. Щунайлова [26]), психологов (А. А. Дьячук [27], Р. И. Остапенко [28-32]). В то же время вопросы использования информационных технологий в обучении вышеперечисленных специалистов (К. П. Ядров [33], Н. А. Болсуновская и Л. В. Беспалова [34]) представлены в научной литературе на наш взгляд слабо. Следует отметить дефицит методических разработок по математической подготовке студентов гуманитарного профиля.
Также наблюдается терминологическая разобщенность среди авторов, в частности в определении понятия «математическая компетентность»: это и устойчивые математические знания, и умение применять их с новых ситуациях, и способность решать средствами математики профессиональных задач, и повышать свою квалификацию. Это и определенные ценностные ориентации специалиста, его мотивация, самооценка и т.д. Под математической компетентностью студента мы будем понимать сложное, системное свойство личности, опирающееся на наличие математических знаний, умений, навыков, способов деятельности и проявляющееся в готовности их использовать для эффективного решения различных профессиональных задач.
Нами были разработаны практические задачи для студентов различных специальностей вузов, проводимые в условиях наличия компьютерных средств обучения и доступа к сети Интернет и способствующие формированию математической компетентности будущих специалистов. В частности разработаны методические указания для проведения аудиторных занятий и самостоятельных работ по курсам «Математические методы в психологии», «Математические основы психологии» для студентов психологических факультетов с использованием компьютеров и соответствующего программного обеспечения. Главные особенности методических разработок: преобладание активных методов и форм обучения, увеличение доли самостоятельной работы, включение студентов в исследовательскую деятельность, ориентация на познавательную самостоятельность будущих психологов.
Процесс решения математических задач с использованием Интернет-ресурсов можно условно разбить на три этапа:
1. Поиск и систематизация информации из Интернета.
2. Обработка данных с помощью соответствующего программного обеспечения (MS Excel, SPSS, MathCAD и т.д.)
3. Интерпретация результатов, выводы.
Рассмотрим пример, где в качестве Интернет-ресурса (как источника для решения математических задач) выступает сайт Гидрометцентра России (http://www.meteoinfo.ru/) имеющий фактические данные об атмосферном давлении, температуре, сложности, скорости ветра и т.д. по различным регионам и постоянно обновляющимся временным интервалам.
Условие задачи. На основе 30 измерений установить зависимость между относительной влажностью (%) и горизонтальной видимостью (км) на основе данных архива фактической погоды сайта Гидрометцентра России. Составить регрессионную модель. Найти долю изменчивости горизонтальной видимости в зависимости от относительной влажности.
На начальном этапе происходит извлечение данных с сайта, и показатели заносятся в таблицу для последующей обработки (см. табл.1).
Таблица 1. Показатели относительной влажности и горизонтальной видимости
Рис.1. Связь между показателями относительной влажности и горизонтальной видимости
Несмотря на низкую изменчивость показателей горизонтальной видимости, на графике видно, что как правило, при высокой влажности горизонтальная видимость уменьшается. Подтвердим этот факт с помощью коэффициента корреляции, который равен r = 0,545 (p < 0,05). По вопросу задачи необходимо составить регрессионную модель, которую можно получить даже с помощью MS Excel (см. табл.2).
Таблица 2. Вывод итогов регрессионного анализа
Исходя из полученных результатов, можно составить регрессионную модель типа Y = kX + b:
Горизонтальная видимость = Относительная влажность * (-0,133) + 19, 725.
Несмотря на то, что значение по F-Фишеру равное 7,29 статистически значимо на уровне p < 0,05 коэффициент детерминации (R-квадрат) в данном случае приблизительно равен 0,21 или 21%. Это означает, что модель плохо объясняет изменчивость относительной влажности от горизонтальной видимости. 79% – доля дисперсии относительной влажности, объясняемая другими факторами.
Таким образом, методическая система преподавания математических дисциплин студентам вузов помимо информационных ресурсов, автоматизированных обучающих и компьютерных математических систем и сред должна включать Интернет-ресурсы как источник возникновения интерактивных задач. Одной из приоритетных задач в данной области выступает изучение особенностей организации работы студентов по решению задач при изучении математических дисциплин, разработка основных этапов реализации методической системы.
Библиографический список
- Акамова Н.В. Обучение математике студентов средних специальных учебных заведений с использованием информационных технологий: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Орел, 2011. – 254 с.
- Мельниченко Я.И. Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-ресурсов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Орел, 2008. – 249 с.
- Новиков В.С. Использование компьютерных сетевых технологий для организации самостоятельной работы студентов при обучении математике: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Орел, 2006. – 209 с.
- Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты // Перспективы науки и образования, 2013. – №4. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 18.12.2013)
- Остапенко Р.И. Формирование математической компетентности студентов-психологов в условиях самодиагностики по курсу «Математические основы психологии» // Перспективы науки и образования, 2013. – №6. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 18.12.2013).
- Остапенко Р.И. Самодиагностика как условие формирования математической компетентности студентов психологических специальностей // Современные научные исследования и инновации. – Октябрь 2013. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28172 (дата обращения: 27.12.2013).
- Остапенко Р.И. Методические аспекты формирования информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей // Современные научные исследования и инновации. – Май 2013. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24148 (дата обращения: 27.12.2013).
- Потехина Е.В. Использование интернет-технологий при обучении студентов гуманитарных специальностей математическим дисциплинам: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2004. – 188 с.
- Ядров К.П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2008. – 195 с.
- Валиханова О.А. Формирование информационно-математической компетентности студентов инженерных вузов в обучении математике с использование комплекса прикладных задач. автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: 13.00.02, Красноярск, 2008. – С.23.
- Палева М.Л. Опыт развития математической компетентности студентов технических специальностей // Вестник ТГПУ, 2009. – №10 (88). – С. 122-128.
- Кузнецов И.А. Педагогические условия формирования математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в условиях междисциплинарной интеграции // Вестник университета Российской академии образования, 2010. – №5. – С.57-59.
- Галимянов А.Ф., Исмагилова К.К. Развитие математической культуры студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах в вузе // Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)” – 2011. – Т.14. – №1. – C.380-390.
- Велько О.А. Формирование математической компетентности студентов социально-гуманитарных специальностей / О.А. Велько, С.Н. Сиренко // Вiсник Черкаського унiверситету. Серiя педагогiчнi науки. – 2009. – Вып. 143. – С.22-28.
- Темирова С.Г. Формирование математической компетентности экономиста-менеджера при обучении в экономическом вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – №29. – С.200-205.
- Картежников Д.А. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей: автореф. дис. … канд. пед. наук:13.00.02. – Омск, 2007. – 23 с.
- Напеденина Е.Ю., Никитина Н.И. Некоторые аспекты формирования профессионально-прикладной математической подготовленности будущих экономистов в вузе // Вестник ТГУ, 2008. – № 1 (57). – С. 261-265.
- Белянина Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – Омск, 2007. – 23 с.
- Кокорина И.В. Процессуальный аспект профессиональной направленности математического образования студентов-филологов и его реализация при изучении стохастических методов математической лингвистики // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/108-8862 (дата обращения: 29.12.2013).
- Архандеева Л.В. Формирование математической компетентности студентов вузов спортивной направленности // Вектор науки ТГУ, 2010. – № 2(2). – С.17-20.
- Трухачева Н.В., Пупырев Н.П., Высоцкий Ю.А., Чернышева С.В. Cистемный подход к формированию компетентности в области математической статистики у студентов медицинских специальностей. – С.109-115.
- Казачек Н.А. Математическая компетентность будущего учителя математики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010. – № 121. – С.106-110.
- Иванова А.В., Прокопьев А.А. Теоретическая модель формирования междисциплинарной информационно-математической компетентности студентов юридического вуза // Право и образование. 2012. № 9. С. 14-21.
- Еровенко В. Дидактика бескультурья. Зачем юристам изучать основы высшей математики? / В. Еровенко // Беларуская думка. – 2011. – № 1. – С.88–94.
- Хагундокова Ф.С. Содержание математической подготовки будущих менеджеров в вузе в контексте нового поколения образовательных стандартов // Новые технологии, 2011. – №1. – С.
- Шунайлова С.А. Формирование экономико-математической компетенции будущих менеджеров в вузе: автореф. канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2009. – 24 с.
- Дьячук А.А. Математические основы психологии // Международный журнал экспериментального образования, 2010. – №10. – С.64-65.
- Остапенко Р.И. О корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях // Перспективы науки и образования, 2013. – №3. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 18.12.2013)
- Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике // Перспективы науки и образования, 2013. – №5. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 18.12.2013)
- Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. № 2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 18.12.2013).
- Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. №1. – URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/(дата обращения: 18.12.2013).
- Остапенко Р.И. Структурное моделирование в науке и образовании: краткий обзор и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. – Сентябрь 2013. – № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/09/26311 (дата обращения: 28.12.2013).
- Болсуновская Н.А., Беспалова Л.В. Возможности использования офисной программы Microsoft Excel в деятельности педагогов-психологов, 2007. – №2(11). – С.112-119.
- Ядров К.П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 2008. – 195 с.
- Анисимова А.Э. Проблема качества и перспектив высшего образования в развивающихся странах Азии // Перспективы науки и образования, 2013. – №5. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 18.12.2013)
- Капустин А.Н. Роль статистических методов в деятельности педагогов-психологов, психологов и социальных работников // Перспективы науки и образования, 2013. – №5. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 18.12.2013)
- Кондратьева Г.В. К вопросу о модернизации отечественного школьного математического образования в XIX-XXI веках // Перспективы науки и образования, 2013. – №3. [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 18.12.2013)