УДК 378.147

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Остапенко Роман Иванович
ООО «Экологическая помощь»
кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и инновациям

Аннотация
В статье указывается на необходимость формирования информационно-математической компетентности у студентов гуманитарных специальностей, а в частности изучения методов многомерного анализа данных и моделирования с использованием современного программного обеспечения. Актуализируется разработка учебно-методического обеспечения профессионально-прикладной и практико-ориентированной математической подготовки студентов гуманитарных специальностей, а также поиск педагогических условий стимулирования учебной деятельности студентов-гуманитариев. Представлено учебно-методическое пособие по основам структурного моделирования для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: информационно-математическая компетентность, компетентность


METHODICAL ASPECTS OF FORMING OF INFORMATION AND MATHEMATICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

Ostapenko Roman Ivanovich
LLC «Environmental care»
Ph.D. in Pedagogy, Deputy director for science and innovations

Abstract
The article points to the need for formation of information-mathematical competence of the students of humanitarian specialties, and in particular the study of the methods of multivariate data analysis and modeling with the use of modern software. It highlights the development of educational-methodical provision of professionally applied and practice-oriented mathematical training of students of humanitarian specialties, as well as the search for pedagogical conditions of stimulation of educational activity of students in the Humanities. Presented by the educational-methodical manual on the basics of structural modeling for students and post-graduate students of humanitarian specialties.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Остапенко Р.И. Методические аспекты формирования информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24148 (дата обращения: 03.06.2017).

Исследования в гуманитарных научных областях, таких как  педагогика, психология, социология и др., делающих акцент на рассмотрении явлений как сложных, динамических, самоорганизующихся систем, указывают не только на дальнейшую разработку соответствующего математического аппарата, но и на необходимость его осваивания «нематематиками». В настоящее время следует констатировать большой разрыв между необходимостью освоения многомерных методов (структурного моделирования, интеллектуального анализа данных и т.д.) студентами гуманитарных специальностей и их уровнем базовой математической подготовки и учебной мотивации, наличием навыков систематической самостоятельной работы. Для ссузов и вузов преподавание математических дисциплин студентам гуманитарных специальностей выступает сложной задачей как при выборе методов и форм обучения, отборе содержания материала и уровня строгости его изложения, так и в повышении квалификации самих преподавателей.

Цель исследования: разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза технологиями профессионально-прикладной и практико-ориентированной математической подготовки студентов гуманитарных специальностей и поиск стимулирующих методов и средств обеспечения развития и учебного процесса.

В работах психологов (Т. В. Корнилова [1], P. M. Bentler [2] К. А. Bollen [3] и др.), социологов (И. Ф. Девятко [4], H. M. Blalock [5], O. D. Dunkan [6] и др.) и других гуманитарно-ориентированных специалистов (А. А. Маслак [7], О. В. Митина [8], Р. И. Остапенко [9, 10, 11], K. G. Joereskog & D. Soerbom [12] и др.) используются сложные математические методы анализа, а также специальное программное обеспечение: AMOS на базе SPSS, EQS, Lisrel, Statistica и т.д. Вместе с тем следует отметить то, что применение многих методов (например, структурного моделирования) в России пока не получило такого широкого распространения как в зарубежной науке несмотря на широкий круг решаемых ими задач, особенно характерных для гуманитарных областей знаний.

Но нашему мнению, развитию методологии анализа данных и моделирования в отечественной науке во многом способствует работа научных сообществ (в том числе интернет-сообществ) математиков, информатиков и специалистов в областях гуманитарных и общественных наук актуализирующих подготовку специалистов, которые владели бы соответствующими компетенциями по математическому моделированию и анализу данных. Отсюда вытекает необходимость введения соответствующих специализаций и спецкурсов на факультетах вузов, повышение квалификации научно-педагогических кадров, разработка учебных и методических пособий, совершенствование материально-технической базы и специального программного обеспечения.

В рамках вышеуказанной проблемы нами было установлено, что процесс формирования информационно-математической компетентности студентов гуманитарного профиля, в частности студентов психолого-педагогических специальностей, будет эффективен при соблюдении психолого-педагогических, педагогических и социально-педагогических условиях условий. Кратко их охарактеризуем.

Психолого-педагогические условия:

- активизация познавательной мыслительной деятельности студентов в условиях самодиагностики и самореализации;

- ориентация на развитие логического мышления студентов;

- формирование потребности в познании и совместной деятельности с использованием поисковых и проблемных методов обучения.

Социально-педагогические условия:

- система процесса обучения в контексте будущей профессиональной деятельности с включением студентов в реальные психолого-педагогические исследования;

- использование в образовательном процессе информационных технологий (различных визуальных материалов и программных средств).

Педагогические условия:

- организация опосредованного усвоения компетенций, приобретающих личностный смысл через активные технологии обучения (ролевые, деловые игры и т.д.).

Разработанное методическое обеспечение для проведения дисциплин «Математические методы в психологии», «Методы математической статистики в психологии и педагогике», «Математические основы психологии» и т.д. обладающее свойствами вариативности, интерактивности, адаптивности позволяет студентам и преподавателю переключаться с самопознавательной деятельности на познавательную, а затем научно-исследовательскую, с коллективных форм работы на групповые и индивидуальные. В процессе решения вышеуказанной проблемы автором настоящей статьи было разработано и внедрено в учебный процесс учебно-методическое пособие «Основы структурного моделирования в психологии и педагогике» [13], предназначенное для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов. На основе результатов серий экспериментов полученных лично автором в книге представлены фундаментальные знания математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ, эксплораторный метод главных компонент), методы являющиеся основой структурного моделирования (путевой, конфирматорный факторный анализ), а также описаны способы компьютерной обработки данных c помощью специального модуля AMOS SPSS 18.0.

Таким образом, использование методов моделирования в сочетании с современным и высококачественным программным обеспечением для статистического анализа данных, позволяет будущему специалисту сконцентрироваться на наиболее важной стороне своей профессиональной или научно-исследовательской работы – содержательной интерпретации результатов обработки данных. Это усиливает методологическое и диагностическое значение проводимых исследований, актуализирует развитие исследовательской логики и расширяет познавательные способности в изучении научной картины мира, действительности.


Библиографический список
  1. Корнилова Т.В. Основные тренды в развитии методов психологических исследований // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. 2010.
  2. Bentler P.M. EQS, Structural Equations, Program Manual. C.A., 1995.
  3. Bollen K. Latent Variables in Psychology and the Social Sciences // Annual Review of Psychology. 2002. № 53.
  4. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М., 1993.
  5. Blalock H.M., Blalock A.B. Methodology in Social Research. N.Y., 1968.
  6. Duncan O.D. Path Analysis: Sociological Examples // The American Journal of Sociology. 1966. Vol. 72. No. 1.
  7. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика: Монография. СГПИ, 2007.
  8. Митина О.В. Моделирование латентных изменений с помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. №1.
  9. Остапенко Р.И. О Корректности применения количественных методов в психолого-педагогических исследованиях // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3. С. 6.
  10. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике [Электронный ресурс] // // Перспективы науки и образования, 2013. № 2. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 7.05.2013).
  11. Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. № 1.  URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive (дата обращения: 7.05.2013).
  12. Joereskog K.G., Soerbom D. Advances in Factor Analysis and Structural Equation Models. Cambridge, 1979.
  13. Остапенко Р.И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебно-методическое пособие для студентов психолого-педагогического факультета. Воронеж., 2012. 122 с.


Все статьи автора «Остапенко Роман Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: