Одной из ключевых задач спецкурса «Человек и его потребности» является формирование у обучающихся навыка владения понятийным аппаратом, что позволяет в будущем решать задачи в области туризма максимально квалифицированно, профессионально. Особенно это касается задач, непосредственно связанных с одним из самых болезненных вопросов туристической индустрии, – собственно производством турпродукта (генерирование идеи нового тура, изучение спроса на него, а также процесс разработки).
Путь приобретения определённых навыков и умений будущим выпускником направления подготовки Туризм начинается с прочного владения, в первую очередь, понятийным аппаратом философской антропологии, обращённой к принципиальным аспектам человеческой онтологии, в том числе отраженной, в частности, в проблематике человеческих потребностей: понимание реалий и смыслов, «упакованных» в понятийном аппарате философской антропологии, играет решающую роль в становлении профессиональной культуры и темпе карьерного роста в сфере туристического бизнеса; философская антропология позволяет получить фундаментальные знания о природе и сущности человека, одной из современных «модификаций» которого является турист – потребитель услуг туристической индустрии.
Для понимания палитры человеческих потребностей, являющейся основой для формирования разнообразной востребованной турпродукции, необходим натренированный взгляд наблюдателя-профессионала – производителя туристического тура: способность мгновенно идентифицировать потребности (потенциального) клиента турфирмы, а также различать их в проекции потенциальных туристических локаций обширной палитры ландшафтов – природных, социальных, культурных.
Важнейший критерий классификации туров – туристическая мотивация. Она разнообразна, синтетична и «наращиваема» (в качестве примера – стремительно возникшая «пирамида потребностей» человека «общества переживаний»), детерминирует основное – вид туризма по (ключевой) удовлетворяемой потребности: отдых (рекреация), познание, шопинг, деловые (профессиональные) цели, гастрономия, событийный туризм, паломничество, этнотуризм, посещение экзотических мест и т.д. [1].
Нащупать эту потребность и материализовать её в востребованной туристической локации – в парадигме компетентностного подхода – один из сложно формируемых специальных навыков [2], начало которому лежит в освоении понятийного аппарата фундаментального раздела «Философская антропология» как составляющей спецкурса «Человек и его потребности».
Центральными понятия философской антропологии, сам процесс рефлексии над которыми напрямую отсылает в предметно-практическую область туриндустрии, являются «природа» и «сущность» человека.
Осмысление природы человека придаёт взгляду исследователя объём и динамику в рассмотрении человеческого бытия, «сущность» – понимание ключевого атрибута человеческого существования. Так, освоение значимых для понимания происхождения человека концепций в аспекте монолитной диады «природа – сущность» человека тренирует у студента, обучающегося по направлению подготовки Туризм, в частности, навык мгновенной идентификации ключевой и периферийных потребностей у клиента турфирмы.
Для этого предлагается глубокое погружение, в качестве примера, в несколько основных концепций, нацеленных на решение вопроса об антропогенезе, посредством выявления в них динамичных и существенных признаков человека. Это теологическая концепция, эволюционная, трудовая, теория «сверхживотного» В. Поршнева, теория З. Фрейда (человек как «раскаявшееся животное»), концепция Э. Кассирера (человек как символическое животное») [3].
Помимо выделения существенного качества из массы сопутствующих становлению человека как такового признаков необходимо также обогатить рефлексию навыком выделения контекста: способом посмотреть на человека иначе – в особой «экзистенциальной ситуации» (Э. Фромм), которая тоже становится его «абсорбированной сущностью»: поскольку человек принадлежит одновременно двум мирам (природному и духовному), противоречивость его природы составляет его суть. Таким образом, в выявлении потребностей туриста и умении видеть потребности в туристической локации подразумевают «бесшовную полиморфность» генезиса потребностей клиента, их «текучесть», обновляемость, латентную трансформацию.
Опознание, идентификация, анализ, конструирование разнообразных культурно-исторические типов человека, или модификаций человеческой природы и сущности, в процессе выполнения практических заданий также хорошо удаётся тренировать с помощью приобретаемого в процессе занятий обозначенного рефлексивного навыка, отработка которого, таким образом, переносит студента в область социально-культурной, психологической антропологии [4, 5, 6].
В заключение изучения блока «Философская антропология» также – в прикладном ключе – необходимо остановиться на уникальной модификации человека, сложившейся в середине ХХ века – массовом человеке, или человеке массы [7, 8], поскольку он образует основную целевую аудиторию потребителей услуг туристической индустрии. Именно благодаря распространению данного типа человека и возник массовый туризм, составляющий универсальный костяк туристических потоков [6].
Библиографический список
- Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 252 с.
- Пятилетова Л. В. Методы преподавания философии в современном техническом вузе: «вызовы» и «ответы» в парадигме компетентностного подхода // Alma Mater (Вестник высшей школы). № 6. С. 26 – 29.
- Гуревич П.С. Философская антропология: учебн. пособие. М., 2010. 607 с.
- Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М., 1998. 192 с.
- Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. Человек и судьба в зеркале античной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 9 (сентябрь). С. 26 – 30.
- Пятилетова Л. В. Психологическая антропология туризма: массовый туризм в свете альтернативных антропологических практик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 7 (июль). С. 77 –89.
- Ортега-и Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. 704 с.
- Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Человек массового общества в его отношении к искусству и «аристократии»: «обнуление» и «конец культуры» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10 (октябрь). С. 31 – 35.