Сюжет исследуемого произведения описывает процесс взросления мальчика в современных реалиях, от лица которого и ведется повествование. Рассказ «Акуака» имеет ряд особенностей, восходящих к волшебной сказке -на наличие мифологического подтекста указывает, главным образом, структура произведения, построенная идентично волшебной сказке, которая, в свою очередь, построена как описание обряда посвящения неофита.
Главный герой рассказа А.Етоева «Акуака» - это маленький, одинокий мальчик, который должен пройти обряд инициации дабы обрети силы, чтобы вернуть мир и любовь в семью.
Однако герой не переносит своих близких через границу, а как бы меняет окружающий мертвый мир на живой. В связи с этим логично говорить о шаманских способностях героя, а также об ином порядке инициации.
Герою присущи следующие шаманские черты:
1) Обособленность от окружающей действительности: «Вот я. Когда я смеюсь, то не оттого, что мне весело, а оттого, чтобы думали, что я такой же, как все» [2; с.1]. Часто встречается образ полинезийца – человека, обладающего архаическим, а не урбанистическим сознанием. Он живет в согласии с живой природой, где все в мире предельно просто, за счет чего он предстает в сознании современного человека необразованным дикарем.
2) Мышление другими категориями, отличных от реалий сегодняшнего дня: «…что нуль для меня ничто, просто дырка, через которую подглядывает за мной чей-то белый, холодный глаз, и мне от этого становится холодно. Зато я знаю, как красиво и умно устроен арбуз.» [2; с.1];
Сознание, радикально отличающееся от среднестатистического, обыденного расценивается как патология: «Единственное, чего мама не терпит, — это если папа бьёт меня тапкой по голове, разозлившись на моё тупоумие»; «Я знаю, почему они ссорятся, — из-за меня. В школу меня не взяли, сказали, что отстаю в развитии. Это не мне сказали, мне вообще не говорят ничего, только таскают по докторам да гробят меня лекарствами.»
Насчет данного явления Элиаде М. пишет: «всякая болезнь-призвание играет роль инициации, поскольку страдания, вызванные ею, соответствуют испытаниям посвящения, психическая изоляция «больного избранника» эквивалентна изоляции и одиночеству во время церемонии посвящения…Однако чаще всего болезни, сны или экстазы сами по себе и составляют посвящение, то есть трансформируют обычного человека в шамана» [3; с.78].
3) Как следствие, тотальное одиночество героя: «Может, и хочу, я не знаю. Тогда хоть кто-то обратит на тебя внимание. Скажет «идиот», засмеётся или ударит в морду»; «Я хочу рассказать о своём несчастье, но он опять смеётся и загадывает одну из своих загадок, которые всегда всем загадывает. Плач мой гасится «смехом дедушки, в трубке коротенькие гудки» [2; с.3].
5) Связь с природой и принадлежность героя к другому, живому миру: «Он ещё говорит при этом, что я пошёл в её деревенский род и надо меня отправить в деревню, откуда мама моя приехала. Только разве я виноват, что не знаю слово «коррупция», зато я знаю, как устроен арбуз и умею слушать предметы.»
5) Способность видеть духов и взаимодействовать с ними: «Я послушал, как кашляет акуака, он всегда кашляет, когда прячется у себя под обоями, подошёл к зеркалу, растянул рот и стал похож на полинезийца. Завтра я ухожу из дому.»; «Я знаю, почему они ссорятся. Это из-за меня. Я в нашем доме лишний. Это мне сказал акуака. Я подумал и решил, что он прав.». Примечательно и то, что Эйтыкто, еще одного духа, видит только главный герой. Тур Хейдал в своих заметках об исследовании острова Пасха отмечает, что дар видеть духов есть не у всех людей. Это прерогатива шаманов, вождей или просто могущественных людей. Так же, согласно поверьям полинезийцев, если человеку удаётся какая-либо сверхспособность, то этот человек избран для определенного подвига.
6) Способность переместиться в тело тотемного животного: «Я смотрю на город глазами чайки, вижу, как изменчивая вода, не небесная, а та, что внизу, подмывает городскую основу. Вижу… нет, не скажу, невижу [2; с.6]. «Согласно «Абевеге русских суеверий», «ежели кто убьет ласточку, пи- голицу, голубя или синичку, тот в скоте щастия иметь не будет». По севернорусским свидетельствам, «не разрешали раньше чайку убивать — грех большой»» [1; с.730].
Но, не смотря на данные признаки шамана, главный герой все же остаётся ребенком, которому хочется родительской ласки и любви: «Я тоже очень-очень хочу когда-нибудь провалиться сквозь землю. Найти лопату, кошелёк мне не надо, выйти из-под земли и чтобы мама снова меня взлюбила. И чтобы папа на неё не кричал. И чтобы табаком не воняло.» [2; с.5]. «Скоро я сверну время в трубочку, и мама с папой перестанут ругаться, и мне не нужно будет превращаться в полинезийца, чтобы меня кто-нибудь замечал» [2; с. 6]. Герой очень хочет участвовать в жизни семьи («После той среды, когда они кричали на кухне, в четверг вечером, мы уже поужинали, папа с мамой разговаривали друг с другом. Меня не было, я в комнате рисовал вокзал, но прислушивался, мне было нужно.» [2; с.4]), он понимает, что в семье нет единства, поэтому ему невыносимо больно думать об этом: «Слово, в котором семь раз встречается буква «я», говорит он мне, ну-ка, скажи какое? Я знаю это слово — «семья», — но стоит мне произнести его вслух, как мир взрывается в моей голове и уши наполняются шумом».
Собственно, ради этого он и решает отправиться на инициацию с подачи духа-помощника. Ведь через семью он, во-первых, осуществляет связь поколений (Дедушка-Отец-Сын), во-вторых, удовлетворяет глубинную потребность любить и быть любимым, принадлежать к какой-либо социальной группе.
Библиографический список
- Гура А. «Символика животных в славянской народной традиции». URL: http://www.gumer.info
- Етоев А. «Акуака». URL: http://literratura.org
- Пропп В. Я «Исторические корни волшебной сказки». URL: http://www.gumer.info
- Тюпа В. И. «Анализ художественного текста: учеб. пособие дл студ. филол. фак. высш. Учеб. Заведений»- М:»Академия», 2006
- Хауитт А. В. «Камиларои и курнаи» Сетевой ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info
- Хейдал Т. «Аку-аку. Тайна острова Пасхи».URL: http://e-libra.ru/read/314412-aku-aku.html
- Элиаде М. «Шаманизм. Архаические техники экстаза URL: http://www.gumer.info
- Элиаде М. «Тайные общества. Обряды инициации и посвящения» М.-СПб., 1999.
- Якубова Р.Х. «Роман Достоевского «Подросток»: искусство диалога и синтеза: монография» – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012.