УДК 82-344

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РАССКАЗА А.ЕТОЕВА «АКУАКА» В СВЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ПОДТЕКСТА

Лебедева Алена Вячеславовна
Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел России
преподаватель кафедры иностранных и русского языков

Аннотация
В статье исследуются особенности главного героя рассказа А. Етоева «Акуака» как компонента системы образов волшебной сказки, реализованной в современных реалиях. Уделяется особое внимание причинам прохождения испытаний и результатам прохождения обряда для окружающего мира.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева А.В. Характеристика образа главного героя рассказа А.Етоева «Акуака» в свете изучения мифологического подтекста // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/04/95309 (дата обращения: 24.11.2021).

Сюжет исследуемого произведения описывает процесс взросления мальчика в современных реалиях, от лица которого и ведется повествование. Рассказ «Акуака» имеет ряд особенностей, восходящих к волшебной сказке -на наличие мифологического подтекста указывает, главным образом, структура произведения, построенная идентично волшебной сказке, которая, в свою очередь, построена как описание обряда посвящения неофита.

Главный герой рассказа А.Етоева «Акуака»  - это маленький, одинокий мальчик, который должен пройти обряд инициации дабы обрети силы, чтобы вернуть мир и любовь в семью.

Однако герой не переносит своих близких через границу, а как бы меняет окружающий мертвый мир на живой. В связи с этим логично говорить о шаманских способностях героя, а также об ином порядке инициации.

Герою присущи следующие шаманские черты:

1) Обособленность от окружающей действительности: «Вот я. Когда я смеюсь, то не оттого, что мне весело, а оттого, чтобы думали, что я такой же, как все» [2; с.1]. Часто встречается образ полинезийца – человека, обладающего архаическим, а не урбанистическим сознанием. Он живет в согласии с живой природой, где все в мире предельно просто, за счет чего он предстает в сознании современного человека необразованным дикарем.

2) Мышление другими категориями, отличных от реалий сегодняшнего дня: «…что нуль для меня ничто, просто дырка, через которую подглядывает за мной чей-то белый, холодный глаз, и мне от этого становится холодно. Зато я знаю, как красиво и умно устроен арбуз.» [2; с.1];

Сознание, радикально отличающееся от среднестатистического, обыденного расценивается как патология: «Единственное, чего мама не терпит, — это если папа бьёт меня тапкой по голове, разозлившись на моё тупоумие»; «Я знаю, почему они ссорятся, — из-за меня. В школу меня не взяли, сказали, что отстаю в развитии. Это не мне сказали, мне вообще не говорят ничего, только таскают по докторам да гробят меня лекарствами.»

Насчет данного явления Элиаде М. пишет: «всякая болезнь-призвание играет роль инициации, поскольку страдания, вызванные ею, соответствуют испытаниям посвящения, психическая изоляция «больного избранника» эквивалентна изоляции и одиночеству во время церемонии посвящения…Однако чаще всего болезни, сны или экстазы сами по себе и составляют посвящение, то есть трансформируют обычного человека в шамана» [3; с.78].

3) Как следствие, тотальное одиночество героя: «Может, и хочу, я не знаю. Тогда хоть кто-то обратит на тебя внимание. Скажет «идиот», засмеётся или ударит в морду»; «Я хочу рассказать о своём несчастье, но он опять смеётся и загадывает одну из своих загадок, которые всегда всем загадывает. Плач мой гасится «смехом дедушки, в трубке коротенькие гудки» [2; с.3].

5) Связь с природой и принадлежность героя к другому, живому миру: «Он ещё говорит при этом, что я пошёл в её деревенский род и надо меня отправить в деревню, откуда мама моя приехала. Только разве я виноват, что не знаю слово «коррупция», зато я знаю, как устроен арбуз и умею слушать предметы.»

5) Способность видеть духов и взаимодействовать с ними: «Я послушал, как кашляет акуака, он всегда кашляет, когда прячется у себя под обоями, подошёл к зеркалу, растянул рот и стал похож на полинезийца. Завтра я ухожу из дому.»; «Я знаю, почему они ссорятся. Это из-за меня. Я в нашем доме лишний. Это мне сказал акуака. Я подумал и решил, что он прав.».  Примечательно и то, что Эйтыкто, еще одного духа, видит только главный герой. Тур Хейдал в своих заметках об исследовании острова Пасха отмечает, что дар видеть духов есть не у всех людей. Это прерогатива шаманов, вождей или просто могущественных людей.  Так же, согласно поверьям полинезийцев, если человеку удаётся какая-либо сверхспособность, то этот человек избран для определенного подвига.

6) Способность переместиться в тело тотемного животного: «Я смотрю на город глазами чайки, вижу, как изменчивая вода, не небесная, а та, что внизу, подмывает городскую основу. Вижу… нет, не скажу, невижу [2; с.6]. «Согласно «Абевеге русских суеверий», «ежели кто убьет ласточку, пи- голицу, голубя или синичку, тот в скоте щастия иметь не будет». По севернорусским свидетельствам, «не разрешали раньше чайку убивать — грех большой»» [1; с.730].

Но, не смотря на данные признаки шамана, главный герой все же остаётся ребенком, которому хочется родительской ласки и любви: «Я тоже очень-очень хочу когда-нибудь провалиться сквозь землю. Найти лопату, кошелёк мне не надо, выйти из-под земли и чтобы мама снова меня взлюбила. И чтобы папа на неё не кричал. И чтобы табаком не воняло.» [2; с.5]. «Скоро я сверну время в трубочку, и мама с папой перестанут ругаться, и мне не нужно будет превращаться в полинезийца, чтобы меня кто-нибудь замечал» [2; с. 6]. Герой очень хочет участвовать в жизни семьи («После той среды, когда они кричали на кухне, в четверг вечером, мы уже поужинали, папа с мамой разговаривали друг с другом. Меня не было, я в комнате рисовал вокзал, но прислушивался, мне было нужно.» [2; с.4]), он понимает, что в семье нет единства, поэтому ему невыносимо больно думать об этом: «Слово, в котором семь раз встречается буква «я», говорит он мне, ну-ка, скажи какое? Я знаю это слово — «семья», — но стоит мне произнести его вслух, как мир взрывается в моей голове и уши наполняются шумом».

Собственно, ради этого он и решает отправиться на инициацию с подачи духа-помощника.  Ведь через семью он, во-первых, осуществляет связь поколений (Дедушка-Отец-Сын), во-вторых, удовлетворяет глубинную потребность любить и быть любимым, принадлежать к какой-либо социальной группе.


Библиографический список
  1. Гура А. «Символика животных в славянской народной традиции».  URL: http://www.gumer.info
  2. Етоев А. «Акуака». URL: http://literratura.org
  3. Пропп В. Я «Исторические корни волшебной сказки». URL: http://www.gumer.info
  4. Тюпа В. И. «Анализ художественного текста: учеб. пособие дл студ. филол. фак. высш. Учеб. Заведений»- М:»Академия», 2006
  5. Хауитт А. В. «Камиларои и курнаи» Сетевой ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info
  6. Хейдал Т. «Аку-аку. Тайна острова Пасхи».URL: http://e-libra.ru/read/314412-aku-aku.html
  7. Элиаде М. «Шаманизм. Архаические техники экстаза URL: http://www.gumer.info
  8. Элиаде М. «Тайные общества. Обряды инициации и посвящения»  М.-СПб., 1999.
  9. Якубова Р.Х. «Роман  Достоевского  «Подросток»: искусство диалога и синтеза: монография» – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лебедева Алена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация