При составлении образовательной программы «Физика энергосбережения» для студентов физико-технического факультета КазНУ им.аль-Фараби, основной целью было исследование возможностей использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в системах энергоснабжения промышленных предприятий; системы для преобразования солнечной радиации в электрическую и тепловую энергию с использованием энергии ветра, морского потока и градиентов температуры тепла для производства электроэнергии; возможности использования биомассы и твердых бытовых отходов для производства электрической и тепловой энергии.
Индикаторами достижения цели к концу обучения является:
- умение организации экономики и комплексных мер энергосбережения;
- определение запасов энергетических ресурсов;
- применение знания о энергосбережении в бытовых условиях;
- знание нормативных правовых актов, приказов в области рационального использования энергоресурсов;
- представление технологий энергосбережения, приемлемых для применения в промышленности и на производственных предприятиях РК;
- мониторинг реализованных и реализуемых финансируемых государством исследовательских программ в области энергосбережения;
- знание физических основ, преимуществ и недостатков возобновляемых источников энергии.
- знание о характере энергосберегающих технологий и физические законы сохранения энергии;
Еще одна не менее важная цель образовательной программы – развитие навыков проектировочного мышления у студентов.
Курс образовательной программы «Физика энергосбережения» состоит из лекции, семинара и самостоятельной работы студента (СРС). Процесс выполнения студентами самостоятельной работы включает в себя опытно-поисковую работу, анализ собранных материалов, отбор подходящих методов, проведение собственных расчетов, отметить положительные и отрицательные стороны. В ходе обучения была апробирована эффективность СРС как условия развития проектировочных умений студентов. Развитие проектировочных умений у студентов способствуют:
- осознанию обобщенного образа действий и планируемого результата, развитию умения поэтапно планировать исследовательскую деятельность, целенаправленной постановке и решению адекватных задач, выбору методов и средств осуществления;
- совершенствованию организационной и методическую составляющей подготовки в совместной проектировочной деятельности [2]
Основные задачи, которые решают в ходе выполнения СРС:
- использование инструментов поиска и отбор научной литературы по заданной тематике;
- использование эффективных методов энергосбережения для определенной проблемы
- физико-химическое обоснование рекомендаций по энергоэффективным методам
- соответствие нормативно- правовым актам по энергосбережению
-экономическая эффективность результата.
Реализуя поставленные задачи, студенты определяют цель предстоящей деятельности, выявляют ее соответствующие этапы и задачи, осуществляют (или организовывают) реализацию, сравнивают полученные результаты с задуманной целью исследования.
Основными диагностическими методиками, позволяющие выявить у студентов уровень сформированности проектировочных умений по критериальным показателям, является: готовность к целеполаганию, умение планировать, адекватность выбора методов и средств для достижения поставленной цели, степень самостоятельности в организации деятельности по реализации задуманного и способность к рефлексии своей деятельности и полученного результата в целом [2].
В результате выполнения 7 СРС у студентов видны положительные изменения, что отмечается в их итоговой работе: исследовательском проекте. Тема итоговой работы разделена между группами студентов, где каждый студент отдельно и в группе показывает свои навыки проектировочного мышления.
4-х заданных тем для итоговой работы оценивался по 100 б шкале, где учитывался вклад:
-на актуальность темы, предпосылки и литературный обзор
-вклад каждого студента – основная часть исследовательской работы
-расчеты экономической эффективности выбранного метода, технологии или вида ВИЭ.
Библиографический список
- Рыбалкина Полина Валерьевна Проектное мышление в культуре: методологический анализ : автореферат дис. … кандидата философских наук : 24.00.01 /;- Белгород, 2018. – 23 с.
- Торлопова Наталья Ивановна. Разработка «электронного учебника» как условие развития проектировочных умений будущих педагогов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург – 2006.