УДК 378.146

РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТЕХНОЛОГИИ «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»

Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Бугрова Анастасия Николаевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Авторы данной статьи рассматривают особенности проектирования портфолио по технологии, а также приводят пример разделов с содержанием, описывают инструкцию и методические рекомендации для учителя.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Власова А.А., Ротанова В.А., Бугрова А.Н. Разработка тематического портфолио по технологии «У природы нет плохой погоды» // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/08/92969 (дата обращения: 15.01.2021).

Тематический портфолио – это своего рода «копилка» материалов и информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть может перейти в портфолио по следующим темам. При составлении портфолио по технологии учащиеся включаются в творческую деятельность, которая привлекает новизной, необычностью и занимательностью, при применении данной технологии учащимся предоставляется возможность расширить и углубить свои знания.

Для моделирования раздела «Технологии растениеводства и животноводства» в 5 классе можно предложить портфолио «У природы нет плохой погоды», который может содержать следующие разделы:

Раздел 1. Нет ничего более изобретательного, чем природа (М.Т. Цицерон). Раздел включает творческие доклады на темы «Я и природа», «Как заботиться об экологии» и «Чек-лист охраны природы» (ученик прописывает по пунктам определенные действия, которые помогают в охране природы, и отмечает те, которые он выполняет. Например: 1. Поднимаю мелкий мусор на улице и отношу в урну √; 2. Не хожу по газонам √; 3. Делаю кормушки для птиц √, и т.д.).

Раздел 2. Теория природы. Добавление теоретического материала по всем пройденным темам со схемами, таблицами и картинками: «Выращивание культурных растений», «Вегетативное размножение растений», «Выращивание комнатных растений», «Животноводство».

Раздел 3. Основы садоводства и животноводства. Раздел включает материалы отчета по практическим работам №8 «Проведение подкормки растений», №9 «Размножение комнатных растений черенками», №10 «Перевалка (пересадка) комнатных растений» и №11 «Технологии производства животноводческой продукции»

Раздел 4. Самооценка. Раздел представляет собой таблицу, где ученик оценивает каждую тему на предмет её интересности и результата усвоения [1]:

Таблица 1 – Самооценка

Тема

Насколько было интересно?

(от 1 до 5)

Насколько усвоили тему?

(от 1 до 5)

Пожелания и предложения

Вегетативное размножение растений

Выращивание комнатных растений

Животноводство

Выращивание культурных растений

Для того, чтобы ученики успешно справились с этой работой необходимо предложить им инструкцию по организации работы, сбору рабочих материалов и оформлению портфолио.

1.      Портфолио желательно выполнить в печатном виде и оформить его в папку-скоросшиватель. Титульный лист оформляется в свободной форме;

2.      Раздел «Самооценка» следует заполнять сразу после окончания изучения темы, чтобы можно было объективно оценить себя и свои знания;

3.      Окончательное оформление портфолио должно иметь определенную структуру, которую дал учитель;

4.      Проявляйте творчество и фантазию, заполняйте портфолио аккуратно;

5.      Для защиты портфолио вы будете выступать перед классом, кратко описывая каждый раздел.

Таблица 2 – Критерии оценки тематического портфолио

Критерии

Баллы

Минимум

Максимум

Основные баллы

Раздел 1. «Нет ничего более изобретательного, чем природа (М.Т. Цицерон)»

13,75

25

Раздел 2. «Теория природы»

13,75

25

Раздел 3. «Основы садоводства и животноводства»

13,75

25

Раздел 4. Самооценка»

13,75

25

Поощрительные баллы

Проявление творческого подхода

1

3

Презентация к защите портфолио

1

3

Весомые предложения в разделе «Самооценка»

1

3

Штрафные баллы

Невыполнение в срок без уважительной причины

1

5

Отсутствие правильного оформления

1

5

Неполнота наполнения разделов

1

5

Перевод баллов оценку
Баллы

0-55

55-70

71-85

86-100

Оценка

2

3

4

5

Методические рекомендации педагогам по использованию данного тематического портфолио и его оцениванию [2]:

  • Портфолио «У природы нет плохой погоды» рассчитано на изучение раздела «Растениеводство и животноводство», но может быть адаптировано и под другой раздел;
  • Данное портфолио является отличным инструментом для развития творческих способностей у учеников;
  • Портфолио развивает у обучающихся экологическую культуру;
  • Сообщить о начале работы с портфолио нужно во время изучения первой темы раздела, чтобы ученики могли начать его выполнять;
  • Необходимо пользоваться поощрительными и штрафными баллами для дальнейшей мотивации;
  • Каждый раздел следует оценивать одинаковым количеством баллов, т.к. каждый раздел по-своему важен;
  • Для оценивания лучше использовать 100-бальную систему, а затем перевести баллы в оценку.

Библиографический список
  1. Баёва Ю.В. «Тематический портфолио» как современный приём обучения студентов в вузе // Записки Горного института. 2011. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tematicheskiy-portfolio-kak-sovremennyy-priyom-obucheniya-studentov-v-vuze (дата обращения: 07.07.2020).
  2. Гольцова Н.В., Шишова А.В. Опыт применения технологии портфолио в образовательном процессе вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-tehnologii-portfolio-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 07.07.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация