Тематический портфолио – это своего рода «копилка» материалов и информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть может перейти в портфолио по следующим темам. При составлении портфолио по технологии учащиеся включаются в творческую деятельность, которая привлекает новизной, необычностью и занимательностью, при применении данной технологии учащимся предоставляется возможность расширить и углубить свои знания.
Для моделирования раздела «Технологии растениеводства и животноводства» в 5 классе можно предложить портфолио «У природы нет плохой погоды», который может содержать следующие разделы:
Раздел 1. Нет ничего более изобретательного, чем природа (М.Т. Цицерон). Раздел включает творческие доклады на темы «Я и природа», «Как заботиться об экологии» и «Чек-лист охраны природы» (ученик прописывает по пунктам определенные действия, которые помогают в охране природы, и отмечает те, которые он выполняет. Например: 1. Поднимаю мелкий мусор на улице и отношу в урну √; 2. Не хожу по газонам √; 3. Делаю кормушки для птиц √, и т.д.).
Раздел 2. Теория природы. Добавление теоретического материала по всем пройденным темам со схемами, таблицами и картинками: «Выращивание культурных растений», «Вегетативное размножение растений», «Выращивание комнатных растений», «Животноводство».
Раздел 3. Основы садоводства и животноводства. Раздел включает материалы отчета по практическим работам №8 «Проведение подкормки растений», №9 «Размножение комнатных растений черенками», №10 «Перевалка (пересадка) комнатных растений» и №11 «Технологии производства животноводческой продукции»
Раздел 4. Самооценка. Раздел представляет собой таблицу, где ученик оценивает каждую тему на предмет её интересности и результата усвоения [1]:
Таблица 1 – Самооценка
Тема |
Насколько было интересно? (от 1 до 5) |
Насколько усвоили тему? (от 1 до 5) |
Пожелания и предложения |
Вегетативное размножение растений |
|||
Выращивание комнатных растений |
|||
Животноводство |
|||
Выращивание культурных растений |
Для того, чтобы ученики успешно справились с этой работой необходимо предложить им инструкцию по организации работы, сбору рабочих материалов и оформлению портфолио.
1. Портфолио желательно выполнить в печатном виде и оформить его в папку-скоросшиватель. Титульный лист оформляется в свободной форме;
2. Раздел «Самооценка» следует заполнять сразу после окончания изучения темы, чтобы можно было объективно оценить себя и свои знания;
3. Окончательное оформление портфолио должно иметь определенную структуру, которую дал учитель;
4. Проявляйте творчество и фантазию, заполняйте портфолио аккуратно;
5. Для защиты портфолио вы будете выступать перед классом, кратко описывая каждый раздел.
Таблица 2 – Критерии оценки тематического портфолио
Критерии |
Баллы |
|||||
Минимум |
Максимум |
|||||
Основные баллы |
||||||
Раздел 1. «Нет ничего более изобретательного, чем природа (М.Т. Цицерон)» |
13,75 |
25 |
||||
Раздел 2. «Теория природы» |
13,75 |
25 |
||||
Раздел 3. «Основы садоводства и животноводства» |
13,75 |
25 |
||||
Раздел 4. Самооценка» |
13,75 |
25 |
||||
Поощрительные баллы |
||||||
Проявление творческого подхода |
1 |
3 |
||||
Презентация к защите портфолио |
1 |
3 |
||||
Весомые предложения в разделе «Самооценка» |
1 |
3 |
||||
Штрафные баллы |
||||||
Невыполнение в срок без уважительной причины |
1 |
5 |
||||
Отсутствие правильного оформления |
1 |
5 |
||||
Неполнота наполнения разделов |
1 |
5 |
||||
Перевод баллов оценку | ||||||
Баллы |
0-55 |
55-70 |
71-85 |
86-100 |
||
Оценка |
2 |
3 |
4 |
5 |
Методические рекомендации педагогам по использованию данного тематического портфолио и его оцениванию [2]:
- Портфолио «У природы нет плохой погоды» рассчитано на изучение раздела «Растениеводство и животноводство», но может быть адаптировано и под другой раздел;
- Данное портфолио является отличным инструментом для развития творческих способностей у учеников;
- Портфолио развивает у обучающихся экологическую культуру;
- Сообщить о начале работы с портфолио нужно во время изучения первой темы раздела, чтобы ученики могли начать его выполнять;
- Необходимо пользоваться поощрительными и штрафными баллами для дальнейшей мотивации;
- Каждый раздел следует оценивать одинаковым количеством баллов, т.к. каждый раздел по-своему важен;
- Для оценивания лучше использовать 100-бальную систему, а затем перевести баллы в оценку.
Библиографический список
- Баёва Ю.В. «Тематический портфолио» как современный приём обучения студентов в вузе // Записки Горного института. 2011. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tematicheskiy-portfolio-kak-sovremennyy-priyom-obucheniya-studentov-v-vuze (дата обращения: 07.07.2020).
- Гольцова Н.В., Шишова А.В. Опыт применения технологии портфолио в образовательном процессе вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-tehnologii-portfolio-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 07.07.2020).