ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Варгач Мария Александровна
Воронежский государственный университет
студент

Аннотация
Данная статья посвящена детальному обзору становления независимости частично признанного закавказского государства Республики Абхазия, а также анализу политической позиции республики в современных международных отношениях и её международно-правового статуса в рамках постсоветского пространства.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Варгач М.А. Исторический путь становления Республики Абхазия // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91055 (дата обращения: 19.03.2024).

Абхазия (Апсны) – это всего лишь 210 км Черноморского побережья, крошечная страна, признанная лишь пятью государствами мира (Россия, Сирия, Венесуэла, Никарагуа, Науру). Это государство с небольшой армией: немного грузовиков, пара старых трофейных танков выпуска 60-х годов прошлого века, наставники – ветераны войны с Грузии. Абхазия – это государство, которое объявило о своей независимости после кровопролитной войны с Грузией в 1994 году.

Все эти годы Абхазия борется за международное признание, однако никто не знает, сколько продлится эта борьба. Путь к признанию молодой республики начался со времён Советского Союза.

После распада Российской Империи Абхазская и соседняя Грузинская Республики были равноправными субъектами СССР, но вскоре Абхазия утратила свой статус и вошла в состав Грузии на правах автономной республики. В ответ абхазы в селе Дурипш в 1931 году впервые провели общенациональный сход, выступив против присоединения к Грузии [1]. Иосифу Виссарионовичу Сталину это не понравилось. Чтобы размыть национальный состав республики, советская власть решила «искусственным» способом ввести Абхазию в состав Грузинской Республики и занялась переселением грузин в Абхазию. Вплоть до 1950 года абхазский язык был исключён из школьной программы. Детей в школах заставляли учить родной язык на основе грузинской графики. Советская система подавляла любые проявления абхазского национального движения. Спустя полвека отношение к Сталину у Абхазов не изменилось. Если в Грузии Сталина многие называют кумиром, то для Абхазов он остался тираном, который практически уничтожил значительную часть абхазской интеллигенции и абхазской национальности.

Распад Советского Союза стал для абхазов возможностью снова заявить о своих претензиях на независимость. 25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазии принял «Декларацию о государственном суверенитете», которая явилась первым шагом к воссозданию независимости республики [2]. 9 апреля 1991 года Абхазия провозгласила восстановление своей независимости.  Грузии не понравилось стремление Абхазии к самостоятельности. Политическое противостояние перешло в вооружённое. 14 августа 1992 года отряды национальной гвардии Грузии под командованием Тенгиза Китовани вошли в Абхазию. Официальным предлогом ввода войск стала охрана железной дороги, ведущей из Армении в Россию через Грузию. Так начался один из первых кровавых межнациональных конфликтов на территории бывшего Советского Союза.

Новейшая история государства начинается в последующие года: в 1992-1993 годах выросла напряжённость в отношениях Тбилиси и Сухуми, осложнённых активной миграцией грузин на территорию Абхазии и дискриминацией права преподавания абхазского языка в школах. Ситуация достигла критической точки и привела к полномасштабной войне, не исключавшей применение авиации, артиллерии и других видов оружия. Войну за независимость 1992-1993 годов в Абхазии называют Отечественной, она унесла жизни 4 тысяч абхазов и 4 тысяч грузин, и ещё 250 тысяч грузин вынуждены были покинуть Абхазию. Хотя Грузия так и не смогла установить полный контроль над частью своей территории и сохранить её целостность, она вынуждена была подписать при посредничестве Москвы 3 сентября 1992 года договор о прекращении огня и приостановлении военных действий [3].

С ноября 1993 года шли грузино-абхазские переговоры под эгидой Организации Объединённых Наций, при участии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и при посредничестве России. Был подписан ряд важных документов, в том числе и «Заявление о мерах по политическому урегулированию Грузино-Абхазского конфликта» от 4 апреля 1994 года [4]. 14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня, на основании которого Коллективные миротворческие силы СНГ (около трёх тысяч миротворцев), полностью скомплектованные российскими солдатами, контролировали зону безопасности в районе 30 километров в регионе грузино-абхазского конфликта [5]. С лета 1994 года на границе между Абхазией и Грузией был прекращён огонь, благодаря одобренной Организацией Объединённых Наций и проводимой Содружеством Независимых Государств операции по поддержанию мира. Срок действия мандата миротворцев был заключён на полгода. По истечении этого времени Совет глав государств Содружества Независимых Государств принял решение о продление срока мандата. Также начался процесс возврата беженцев в Гальский район Абхазии, пограничный с территорией Грузии.

С наступлением осени, 26 ноября 1994 года парламент Абхазии принял проект новой Конституции страны. В этом же году был избран первый президент республики – Владислав Ардзинба. Начиная с 1994 года, и в течение последующих пяти лет, Абхазия была замкнута в экономической, политической и информационной блокаде.

В 1997 году под руководством Организации Объединённых Наций в рамках Женевского переговорного процесса был организован грузино-абхазский Координационный Совет по урегулированию конфликта. В его состав входило по три представителя от грузинской и абхазской сторон. В процессе работ совета также участвовали посланники ООН и делегаты из Российской Федерации в качестве содействующей стороны. В 2001 году в ходе обострения отношений между Грузией и Абхазией работа Координационного Совета была приостановлена. С мая 2006 года Совет возобновил свою работу.

В октябре 1999 года в Апсны состоялся всенародный референдум, в результате которого 97,7% граждан республики проголосовали за правовое, суверенное и демократическое государство. В этом же месяце Владислав Ардзинба был переизбран на второй пост президента Республики Абхазия, а затем 12 октября вместе со спикером Народного Собрания Сократом Джинджолия и депутатами Народного Собрания подписал Акт «О государственной независимости Республики Абхазия» [6].

В апреле 2002 года между Сухумом и Тбилиси было подписано соглашение о поручении военным наблюдателям ООН и российским миротворцам патрулировать верхнюю часть Кодорского ущелья (подконтрольная Грузии абхазская территория). В 2003 году патрулирование прекратилось вплоть до 2006 года из-за похищения нескольких сотрудников миссии ООН.

Параллельно с Абхазией нарастающая с 1999 года напряжённость в зоне югоосетинского конфликта достигла своего предела в 2008 году. Этот год для Кремля оказался достаточно сложным, так как в это время снова обострились отношения с грузинским истеблишментом, что привело к ещё одному кризису – вооружённому конфликту в Южной Осетии, которая ещё с 1992 года была де-факто независимым государством.

В этом же году Тбилиси публично стал заявлять о своих устремлениях присоединиться к НАТО и провёл соответствующий референдум, на котором 77% избирателей поддержали это предложение. Москва вышла из договора об обычных вооружённых силах в Европе, снимая тем самым квоту фланговых ограничений на размещение наступательных вооружений в Северо-Кавказском военном округе, а также 6 марта заявила о выходе из режима запрета финансовых и торгово-экономических связей с Абхазией в качестве протеста против присутствия НАТО у своих южных границ и возможных угроз своим стратегическим интересам в Европе и на постсоветском пространстве. Абхазия и Южная Осетия обратились к РФ за помощью защитить российских граждан и местное население. Грузия, увидев в этом действии грубое нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, стала при поддержки НАТО и Евросоюза выступать против решений и санкций СНГ.

Апрель и май 2008 года также был полон напряжённости: высадка 7-й десантно-штурмовой дивизии Вооружённых сил России у границ Грузии, сбой беспилотного самолета-разведчика МиГ-29 МВД Грузии. Период с 7 по 12 августа 2008 года остался в истории «пятидневной войной», первой военной операцией Российской Федерации за пределами её территории, по итогам которой грузинские войска были окончательно поражены, и Тбилиси потерял контроль над территориями Южной Осетии и Абхазии [7].

Август 2008 года был самым кровавым месяцем для Южного Кавказа. События в регионе стали «лакмусовой бумажкой», которая проявила истинный характер отношений между странами. Грузия покинула СНГ, процесс вступления республики в НАТО стал затормаживаться, Москва и Тирасполь, столица Приднестровья, признали Абхазию и частично признанную Южную Осетию на фоне осуждений Совета Европы. А такие международные организации, как G7, НАТО, ЕС, ООН, ПАСЕ, ШОС и ОБСЕ, призвали не признавать независимость этих двух государств. Вооружённый конфликт между Россией и Грузией подорвал имидж России на Западе и отодвинул вступление Москвы в ВТО. За последние 10 лет Грузия довольно далеко продвинулась в своем сотрудничестве с НАТО, присоединилась к Силам быстрого реагирования альянса. C 2015 года ежегодно проводятся совместные с США военные учения Noble Partner и Agile Spirit. Россия в свою очередь усиливает военное присутствие в Закавказье: наблюдается дислокация военной базы и проведение совместных тактических учений в Южной Осетии [8]. Несмотря на то, что ситуация в регионе напряжённая, с уверенность можно сказать, что в 2008 году победа России в «пятидневной войне» послужила хорошим уроком для агрессора. Аналогично с историей молдавско-приднестровского конфликта, современное положение Апсны можно считать вполне благополучным: за прошедшие годы здесь не погиб ни один военнослужащий, ни один грузин и ни один абхаз [9].

После событий «пятидневной войны» 2008 года Республика Абхазия оценила поддержку, заявленную политическим руководством РФ, как позицию невмешательства в дела суверенных государств. Подписание бывшим Президентом РФ Дмитрием Медведевым 26 августа 2008 года указа о признании независимости Южной Осетии и Абхазии казалось исключением – ответом на признание Западом независимости Косова без согласия с Россией [10]. Тем не менее, последующие года показали, что Россия готова и дальше поддерживать курс на самоопределение: присоединение Крыма, поддержка самопровозглашённых ДНР и ЛНР, интенсификация официальных контактов с Грузией и Приднестровьем.

2014 год ознаменовался политическим кризисом, который ещё больше укрепил отношения Абхазии и России. В январе 2015 года Госдума Российской Федерации ратифицировала с Абхазией Договор о союзничестве и стратегическом партнёрстве. Также в 2015 году было подписано Соглашение об объединённой группировке войск [11]. В состав группировки входит российская военная база, дислоцированная на территории Абхазии, а также два мотострелковых батальона, артиллерийская и авиационная группы и отряд спецназначения. Соглашение заключено до 2024 года – на период действия договора между РФ и Республикой Абхазией о сотрудничестве и стратегическом партнёрстве. Таким образом Кремль пытается показать, что может быть альтернативным Западу центром притяжения, предлагая борцам за самоопределение необходимую политическую, финансовую или военную поддержку.

Новая послевоенная граница между Абхазией и Грузией сейчас проходит по Гальскому району. Река Ингури, которая раньше разделяла два района одной республики, теперь стала пограничной зоной. Война разделила людей: многие грузины так и остались жить на абхазской территории. До последнего времени границу через реку Ингури можно было пройти в нескольких местах, однако сейчас – только в одном.

Хотя война давно закончилась, число пограничных переходов сократилось, а два народа продолжают отгораживаться друг от друга. Впрочем, в Тбилиси и во время войны с Абхазией и во все последующие годы считали и считают, что стремление абхазов к самостоятельности – проявление приступного сепаратизма, направленного на разрушение государства. Президент Грузии 2004-2013 годов Михаил Саакашвили не раз отмечал, что проект раздробления Грузии и её развития отдельно от регионов, той же Абхазии, никогда не сможет осуществиться, и мир никогда не признáет распад Грузии и новые государственные образования, которые появились в результате навязанных против воли народа конфликтов.

Международно-правовой статус Апсны

Признание Абхазии Российской Федерацией 26 августа 2008 года, стало первым шагом «полосы признаний» молодой республики, которая в итоге сформировала Абхазию как частично признанное государство. Признания подтвердили как страны-члены ООН, так и непризнанные и частично признанные государства: Никарагуа (5 сентября 2008 года), Венесуэла (10 сентября 2009 года), Республика Науру (15 декабря 2009 года), Сирия (29 мая 2018 года), а также ПМР (17 ноября 2006 года), НКР (17 ноября 2006 года), Южная Осетия (17 ноября 2006 года), ДНР (12 мая 2015 года) и т.д [12].

Признание Россией независимости Республики Абхазии вызвало немало реакций со стороны правительств стран мира, многие из которых (например, Западных стран) были отрицательными и неодобрительными. Главы государств и международные организации (ПАСЕ, НАТО, ЕС, ОБСЕ) выдвигали и продолжают выдвигать против признания Абхазии юридический аргумент нарушения международного права, считают Российских миротворцев на территории республики оккупантами и призывают Российскую Федерацию полностью выполнять Соглашение «О прекращении огня, выведении своих сил с оккупированных территорий Грузии».

Признание Абхазии нельзя считать необоснованным – у этого действия есть несколько правовых аспектов «за» поддержание независимости:

1) Абхазия обладала традицией государственности в течение долгих исторических лет. С VIII века до 1864 года Царство Абхазия, управляемое династиями Леонидов и Шервашидзе (Чачба), было самостоятельным княжеством. В 1810 году независимое княжество Абхазия было приведено под протекторат Российской Империи независимо от грузинских соседей. В 1864 году Россия упразднила Абхазское княжество. После октябрьской революции 1917 года образовался автономный орган власти Абхазский Народный Совет, который 8 ноября 1917 года принял Конституцию и Декларацию, в которой прописывалась задача проведения работ по самоопределению народа Абхазии. Затем 31 марта 1921 года Абхазию провозгласили независимой Советской Республикой, и в течение следующего года она была полностью независимым государством, не являясь ни частью Грузии, ни России.

2) Вторым доказательством независимости Абхазии является отсутствие юридических взаимоотношений и правовых документов, которые связывали бы Абхазскую и Грузинскую республики в единое государство. Этот факт был косвенно признан в Московском соглашении-декларации от 4 апреля 1994 года «О мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта».

3) Ещё одним весомым аргументом является факт, что до официального признания Абхазия уже смогла реализовать себя в качестве независимого правового и демократического государства. До признания Абхазия уже имела свою конституцию, гимн, герб и флаг, судебную систему, социально-экономические институты, президента и избранный парламент, проводила собственную внешнюю политику, а также обладала эффективной армией, внутренними и пограничными войсками. В условиях блокады Абхазия смогла достичь определённого уровня экономического развития, а также развить сельское хозяйство и туристическую инфраструктуру. Также внутри государства сформировался политический плюрализм, многопартийная система, сеть неправительственных организаций, свободные системы массового обслуживания и развитое гражданское общество, плюс неоднократно проходили парламентские и президентские выборы. Кроме того, в Абхазии наблюдаются различные этнические группы (русские, грузины, армяне), свобода выражения религиозных убеждений и наличие культурных и образовательных учреждений, спонсируемых государством.

Проблема признания Абхазии схожа с ситуацией в Бангладеш, Хорватии, Словении и Косово. Бангладеш отделился от Пакистана и заявил о своей независимости в 1971 году. Несмотря на то, что отделение произошло «силой оружия» при помощи иностранной военной помощи и вопреки протестам Пакистана, к 1972 году Бангладеш признали 47 стран. Аргументом в пользу отделения Бангладеша выступало географическое разделение Западного и Восточного Пакистана, а также культурные, этнические и языковые различия между частями страны. Похожую ситуацию можно наблюдать также и на примере Хорватии и Словении. В 1990 году после роспуска Коммунистической партии Югославии, европейские государства и США поддерживали сохранение Югославской Федерации. После объявления независимости, Хорватию и Словению признала Германия. Остальные государства Европейского Союза не имели выбора кроме как последовать за Германией, что, собственно, привело к распаду Югославии. Провести аналогию вопроса признания Абхазии можно и с Косово: отделение от Сербии происходило в результате бомбардировок бывшей югославской республики. Принятие Декларации о Независимости Косово было встречено главами стран позитивно: европейские государства и Соединённые Штаты стали быстро признавать республику.

Таким образом, мы видим, что Абхазия – страна с длительной историей государственности, которая в период существования Советского Союза была автономной республикой со всеми государственными атрибутами. Это страна получила больше шансов на получение независимости, ввиду отмены Грузией в последние годы существования СССР всех советских законов, связывающих два государства. Это государство, которое ещё до признания было самоуправляемым независимым государством и субъектом международного права и отвечало всем параметрам, для того чтобы быть квалифицированным в качестве состоявшегося государства. Признание Абхазии Россией в 2008 году только ещё больше подтвердило фактическое существование этой молодой независимой республики.

Можно полагать, что непризнание Абхазии со стороны других государств основывается на политических и геополитических догадках. Однако несмотря на это, уже после признания шестью государствами-членами ООН, Абхазия в международном праве может рассматриваться как независимое суверенное государство, чьё полноценное признание сможет улучшить политическую стабильность в Западном Закавказье и создать благоприятные условия для развития социально-экономической сферы жизни в регионе.


Библиографический список
  1. Бгажба О.Х. История Абхазии с древнейших времён до наших дней. От ССР Абхазии к автономии в составе Грузии // Библиотека Апсуара. URL: http://www.apsuara.ru/lib_b/bgzb401.php (дата обращения: 02.01.2020)
  2. Путь к признанию // Спутник Абхазия. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20170826/1021745468/put-k-priznaniyu.html (дата обращения: 02.01.2020)
  3. Бгажба О.Х. История Абхазии с древнейших времён до наших дней. Отечественная война народа Абхазии 1992-1993 годов // Библиотека Апсуара. URL: http://www.apsuara.ru/lib_b/bgzb408.php (дата обращения: 02.01.2020)
  4. Заявление о мерах по политическому урегулированию Грузино-Абхазского конфликта // Консорциум «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/901778484 (дата обращения: 02.01.2020)
  5. Ещё не мир: 25 лет Соглашению между Абхазией и Грузией о прекращении огня // Спутник Абхазия. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20190514/1027351626/Esche-ne-mir-25-let-Soglasheniyu-mezhdu-Abkhaziey-i-Gruziey-o-prekraschenii-ognya-.html (дата обращения: 02.01.2020)
  6. Акту «О Государственной независимости Абхазии» исполнилось 20 лет // Спутник Абхазия. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20191012/1025265759/aktu-o-gosudarstvennoj-nezavisimosti-abxazii-ispolnilos-19-let.html (дата обращения: 02.01.2020)
  7. Пятидневная война (8-12 августа 2008 года) // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/210899/ (дата обращения: 02.01.2020)
  8. Забытый урок: август 2008-го и политика Запада // Спутник Абхазия. URL: https://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20180805/1024614520/avgust-2008-go-i-politika-zapada.html (дата обращения: 02.01.2020)
  9. «Отвоюем Абхазию и Южную Осетию»: зачем Грузия идет в НАТО // Общественно-политическое интернет-издание «Газета.Ru». URL: https://www.gazeta.ru/politics/2018/08/08_a_11888485.shtml?updated (дата обращения: 02.01.2020)
  10. Медведев подписал указы о признании Южной Осетии и Абхазии // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20080826/150689025.html (дата обращения: 02.01.2020)
  11. Путин подписал закон об объединённой группировке войск России и Абхазии // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20161122/1481909610.html (дата обращения: 02.01.2020)
  12. Чирикба В.А. Международно-правовой статус Республики Абхазия / В.А. Чирикба. – Сухум. – 2013. – 3 с. – URL: http://abkhazia-pmr.org/files/books/MejdPravStatus.pdf (дата обращения: 02.01.2020)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Варгач Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация