УДК 34.037

ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Слюсарь Алиса Александровна
Московский финансово-юридический университет МФЮА
магистрант

Аннотация
В публикации приведен тщательный и детальный анализ оснований возникновения ответственности автомобильного перевозчика грузов, а также условий ее возникновения. Особое внимание было обращено на классификацию и систематизацию оснований ответственности, а также их разграничение между собой исходя из понятий различных обязательств сторон, которые существуют как в согласованных сторонами договорах перевозки грузов, так и не зависимо от них, в международном и российском законодательстве.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Слюсарь А.А. Основания и условия возникновения ответственности перевозчика при перевозке грузов автомобильным транспортом // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/01/91340 (дата обращения: 03.02.2020).

Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозках грузов наступает лишь при наличии определенных оснований и условий. В исследовательской юридической литературе довольно часто отсутствует видимая граница между основаниями и условиями гражданско-правовой ответственности, в том числе и при исполнении договорных обязательств при перевозках груза.  Но, все же, как полагаем, эти категории не идентичны друг другу и имеют свое содержание и отличительные характеристики.

В юридической науке гражданско-правовая ответственность в зависимости от оснований ее возникновения дифференцируется на договорную и внедоговорную. К основаниям возникновения договорной гражданско-правовой ответственности при перевозках грузов относятся деяния, которые можно определить, как нарушения обязательств, установленных условиями согласованного сторонами договора. [4, С. 623] Нарушение обязательства, возникшего не из договора, а по другим основаниям, влечет внедоговорную (деликтную) ответственность. Такая ответственность применяется, в частности, в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица, когда вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ), вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества за счет другого лица (ст. 1102 ГК РФ), и в некоторых других случаях. Несмотря на то, что деликтные обязательства могут возникнуть в связи с договором, основанием для применения ответственности все же является не нарушение договорных обязательств, а соответствующий факт причинения вреда [4, С. 623].

В данном случае, мы в основном будем рассматривать договорную ответственность, однако, поскольку при перевозках груза также возможно причинение вреда, следует иметь ввиду, что деликтная ответственность также имеет место быть, в том числе, в рассматриваемых нами примерах.

Итак, основания возникновения ответственности перевозчика при перевозке грузов можно условно разделить на две основные группы исходя из содержания самого нарушения.

Первая группа оснований касается нарушений, выраженных в противоправных действиях или бездействии перевозчика, связанных с подачей транспорта на загрузку груза, которые приводят к неисполнению или ненадлежащему исполнению названного обязательства и могут выражаться в следую­щих формах:

А) Неподача транспортных средств под погрузку (срыв загрузки). Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транс­портных средств была признана выполненной, требует­ся строгое соответствие этой подачи количественным показателям заявки или иного договора [2, с. 51]. То есть данное основание имеет место быть в случае, когда, несмот­ря на то, что Заказчик своевременно подал заявку на перевозку, а перевозчик ее принял к исполнению, транспортные средства в соответствующие согласованные в заявке или ином договоре сроки не были поданы под погрузку или прибыли в меньшем, чем предусмот­рено заявкой (договором), количестве.

Б) Подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов (в том числе предоставление транспортного средства, не соответствующего условиям договора перевозки/конкретной заявки). При этом, следует заметить, что данная форма основания гражданско-правовой ответственности перевозчика формально можно отнести к ненадлежащему исполнению обязательств. Но по своим последствиям она все же равнозначна неисполнению: и в первом, и во втором, и в третьем случае грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой (договором) погрузку, что приводит к срыву пере­возки груза в случае, если перевозчик не исправит своевременно (в пределах согласованного срока на подачу транспортных средств под загрузку) данное нарушение. При этом такое определение, как пригодность в коммерческом отношении автотранспортных средств, изначально устанавливается грузоотправителем в соответствии с его потребностями по перевозке конкретного груза. В случае подачи автотранспортных средств, непригодных для перевозки конкретного груза, неисправных или не соответствующих условиям договора перевозчик сохраняет обязанность выделить соответствующие автотранспортные средства для выполнения перевозки согласно условиям договора [3, с. 260].

В) Несвоевременная подача транспортных средств. Данное основание ответственности перевозчика возникает в случае необеспечения подачи автотранспортных средств в конкретный срок, предусмотренный указанной заявкой (договором).  При этом в международном законодательстве (КДПГ) не предусмотрена ответственность перевозчика за несвоевременное предоставление транспортного средства под погрузку, поскольку считается, что значение для грузоотправителя и грузополучателя имеет лишь срок доставки груза, за нарушение которого установлена ответственность перевозчика. В российском же законодательстве ответственность за несвоевременную подачу транспорта под погрузку в виде неустойки установлена в п. 3 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Вторая группа оснований связана непосредственно с перевозкой груза. Это:

А) несохранность груза; Сохранность перевозимого груза — прямая обязанность перевозчика, которая вытекает из закона и договора. Неис­полнение этой обязанности влечет за собой ответственность виновной стороны. По правилам, установленным как в российском, так и в международном законодательстве перевозчик отвечает за утрату, недоста­чу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли по вине правомочного по договору лица либо вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК РФ, п. 1 ст. 17 КДПГ).

Б) просрочка доставки груза; Надлежащее исполнение автомобильным перевозчиком обязательства, вытекающего из договора грузовой перевозки, предполагает своевременную доставку груза в пункт назначения, т.е. в срок, согласованный и установленный сторонами в договоре, или при отсутствии соглашения сторон – в разумный срок. Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность. Если доставка груза по международной грузоперевозке не выполнена в срок, то получатель (именно он чаще всего является заявителем требования) или договорной Заказчик должен доказать, что просрочка нанесла ему ущерб (п. 5 ст. 23 КДПГ). В этом случае перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать размер провозных платежей. Стороны в договоре могут предусмотреть штраф за просрочку в доставке, который может быть установлен в качестве исключительной неустойки и в таком случае, оплата данного штрафа исключает возмож­ность требовать от перевозчика возмещения иного ущерба. В случае с внутрироссийской перевозкой, согласно части 11 статьи 34 Устава перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки [5]. Однако, как в случае возмещения ущерба, так и в случае штрафной неустойки сумма возмещения перевозчиком ущерба или уплаты штрафа не может превышать размер провозной платы.

Таким образом, из описания различных форм нарушений видно, что одно нарушение обязательств может при определённых условиях превращаться из одной формы в другую, а также в зависимости от того, что было согласовано или не согласовано сторонами в договоре, определенные описанные формы нарушений могут не являться таковыми в конкретных правоотношениях сторон или являться нарушениями по закону вне зависимости было ли это согласовано сторонами в договоре.

Однако для решения вопроса об ответственности перевозчика как стороны договорных отношений недостаточно только соответствующего основания, необходимо также наличие условий гражданско-правовой ответственности [3, с. 321].

Превалирующим в юридическом сообществе является мнение о том, что условия юридической ответственности, в том числе при перевозках грузов автомобильным транспортом, включают четыре элемента:

1) противоправность деяния. Это означает, что если отсутствует нарушение транспортных договорных обязательств, то не существует и ответственности их субъектов;

2) наличие отрицательных последствий. В случае с перевозками грузов автомобильным транспортном отрицательными последствиями являются убытки, выраженные в подавляющем большинстве случаев в виде реального ущерба;

Фиксация наличия убытков и неправомерного поведения перевозчика, по общему правилу, осуществляется путем составления акта, отвечающего положениям законодательства Российской Федерации [6, п. 80, 82].

3) причинная связь между противоправным деянием и отрицательными последствиями. Данное условие означает, что перевозчик несет ответственность за последствия ущерба, вызванного лишь его противоправными действиями, а не какими-то другими причинами. То есть между неправомерными действиями перевозчика и причиненными убытками должна просматриваться связь. На практике установление этого факта не вызывает затруднений в случае, если стороны в договоре и/или заявке к нему максимально подробно закрепили условия и порядок перевозки. При этом какое-либо несоответствие действий перевозчика или же состояния транспорта положениям договора /или заявке к нему является неисполнением обязательства, а причинная связь вытекает из этих несоответствий [7, с. 125].

Однако надо отметить, что это работает лишь при установлении причинной связи в случае возмещения ущерба. В отношении же ответственности, влекущей неустойку, наблюдается обратное – устанавливать причинную связь нет необходимости, а порой и невозможно, так как в ряде случаев отсутствует сам вред;

4) вина причинителя вреда. Данное условие практически не применимо к перевозчикам, поскольку ответственность перевозчика установлена независимо от вины. Так, постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 14.12.2010 г. № 9587/10 признается, что вина перевозчика при утрате груза презюмируется. Иные основания для привлечения перевозчика к ответственности также предусматривают наступление ответственности только при наличии самого факта нарушения договорных обязательств. В случае, если перевозчик считает, что привлечение к ответственности в конкретном случае является незаконным, бремя доказывания лежит именно на нем.

Таким образом, проанализировав каждое из оснований и условий ответственности перевозчика, можно сделать вывод, что наиболее уязвимым с точки зрения действующего законодательства представляется не выбор оснований ответственности, а процесс доказывания нарушений обязательств, установленных сторонами в договоре или законом, при чем этот процесс может представлять сложность при определённых условиях как для перевозчика, так и для заказчика перевозки.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) [Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
  2. Егиазаров В. А. Транспортное право: учебник. С. 113; Савичев Г. П. Перевозки // Гражданское право учебник: в 2 т. Т. II. Полутом 2 / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2000. С. 57; Хаскельберг Б. Л. Ответственность перевозчика за несохранность груза по российскому законодательству // Российский юридический журнал. 1998. № 4 (20). С. 65
  3. Малеина Μ. Н. Гражданско-правовая ответственность: гл. 25 // Гражданское право: учебник. Ч. 1 / под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М., 2000. С. 513
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. – М., 2005. – 842 с.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”[Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» “[Электронный ресурс] // Доступ из Консультант плюс.
  7. Гречуха В. Н. Международное транспортное право: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2013. С. 240


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Слюсарь Алиса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация