УДК 001.2

ФОРМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Наука вносит критическое отношение и сознательность туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования такой наукой этой является педагогика. Статья посвящена определению места педагогики в системе наук об образовании человека путем рассмотрения ее двусторонних связей с другими науками.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Формы взаимосвязи педагогики с другими науками // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/01/91220 (дата обращения: 05.02.2020).

Педагогика является одной из наук об образовании человека, становлении его как личности [1].

В общем виде диалектические связи с другими науками можно представить следующим образом:

  • человек как индивид: биологические науки (анатомия и физиология человека), антропология, медицина;
  • человек как личность: философия, психология;
  • человек как носитель социально-экономических связей и отношений: социология, политология, экономические науки.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют важную роль в образовании. Одной из центральных проблем для педагогики является проблема индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, соотношения социальных и природных факторов развития человека [2].

Антропология как комплексная наука о происхождении и эволюции человека дает для педагогики обширный материал о многоликости и многомерности человека.

Связь педагогики с медициной привела к обособлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания [3].

Связь педагогики с философией является наиболее продуктивной и длительной. От системы философских взглядов исследователей (диалектических, идеологических, материалистических, экзистенциальных, прагматических и др.) зависит как направление педагогического поиска, так и его результаты. Философия является теоретической основой для создания педагогических концепций и осмысления педагогического опыта, а также она разрабатывает систему способов и общих принципов научного познания. Педагогические явления и факты получают научный статус с помощью их философского обоснования. Педагогика разрабатывает средства и пути формирования и развития мировоззрения человека.

Общепринятой является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно воспитывать, обучать и развивать человека, нужно сначала учесть его потребности, интересы, психические свойства, возможности. Результаты психодиагностики, психология как наука являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами [4].

Связи между педагогикой и экономическими науками являются неоднородными и сложными. Связь этих наук послужила основой для появления таких отрасли знания, как экономика образования. Экономическое стимулирование научных исследований является немаловажным фактором развития педагогики.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или слоев населения и иных групп. Социальная педагогика изучает закономерности воспитания и социализации личности в различных социальных институтах [3].

Педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности. С другой стороны, образовательная политика является отражением идеологии различных классов и партий, которую изучает политология.

Формы связей педагогики с другими науками разнообразны:

  • объединение усилий педагогов с представителями других наук;
  • совместная разработка новых понятий (экономика образования, педагогическая квалиметрия, диверсификация образования и т.д.);
  • использование результатов исследований, полученных различными науками;
  • применение методов других наук (социологические опросы, компьютерное и математическое моделирование и проектирование, социометрия и т.д.).

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что педагогика -  наука о целостном процессе образования человека, который включает в себя и обучение, и воспитание, и развитие личности. Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественнонаучными и гуманитарными науками.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Анализ связи педагогики с гуманитарными науками // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/01/26334 (дата обращения: 06.01.2020).
  2. Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Суть педагогической этики и связь педагогики с естественными науками // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/12/91045 (дата обращения: 20.01.2020).
  3. Карпова М.А., Масленникова А.С., Чихутова А.Д., Юрина В.М. Связь педагогики с другими науками // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85285 (дата обращения: 20.01.2020).
  4. Медведко К.В., Медведко Н.И. Педагогика в системе гуманитарных наук // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-v-sisteme-gumanitarnyh-nauk (дата обращения: 20.01.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация