СУТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В данной статье отражена связь и взаимодействие педагогики с естественными науками, а также значение педагогической этики и ее понятие.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Суть педагогической этики и связь педагогики с естественными науками // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/91045 (дата обращения: 18.04.2024).

Педагогическая этика – отдельная часть этической науки, изучающая специфику педагогической морали, определяет особенности исполнения единых идей нравственности в области педагогической деятельности, объясняет её значение, особенности содержания идей и этических категорий. Вдобавок педагогической этикой исследуется форма нравственной работы педагога и нравственных связей в профессиональной сфере, создаются базовые положения педагогического этикета, являющегося системой определенных в учительской среде особых манер общения, правил поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой поставлен большой ряд существующих задач. Они делятся на теоретические и прикладные. К ним относятся: изучение вопросов методологического типа, выявление системы и исследования процесса установления нравственных потребностей педагога, создание особенностей нравственных сторон педагогической деятельности, определение представленных условий к нравственному образу учителя и др.

Практическая работа педагога иногда не отвечает нормам профессиональной этики. Это происходит в результате трудности и парадоксальностью педагогической практики. Именно поэтому одной из главных целей педагогической этики является исследование условий нравственного разума учителя. Для выполнения данной цели следует обладать довольно точными и научно определенными способами. Всеобъемлющие и самые известные средства изучения социального мнения в сфере педагогической этики призваны определить ценностных ориентации, мотивационной области личности, оценочного мнения опрашиваемых. Этико-социологические способы способны исследовать этическую эрудицию педагога, нравственную воспитанность, ценностные ориентации и форму взаимосвязей в коллективе. Также в числе средств изучения педагогической этики допускаются следующие методы: контент-анализ, метод этического практикума, метод «частотных словарей», метод общественной аттестации и др.

К целям педагогической этики также относятся: повышение степени морально-педагогической организации педагога, обеспечение его знаниями, с помощью которых расхождения в учебно-воспитательном процессе могут быть определены им более результативно. Исследование педагогической этики предоставляет информацию, требующуюся для разбора педагогического процесса, как процесса нравственных отношений между его сторонами.

Педагогическая этика изучает идею главных типов педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями определяют совокупность понятий о добре и зле, справедливости и чести, представляющиеся особенной оценкой формы жизненных явлений, нравственных достоинств и действий людей и т.д. К педагогической работе относятся все фундаментальные моральные положения, хотя некоторые положения выражают такие особенности педагогических воззрений, деятельности и связей, которые выделяют педагогическую этику в достаточно самобытную часть этики. В числе таких положений – профессиональный педагогический долг, педагогический авторитет, педагогическая справедливость и педагогическая честь.

Павловский А.И. считает, что этика – наука о морали и нравственности. Мораль – это внешняя, а нравственность – внутренняя приминительно к индивиду организация человеческого поведения.

Педагогика, изучая человека со стороны биосоциального существа, использовала весь возможности, собравшиеся в антропологии как науке, соединившей знания о феномене человека в общий теоретический объект, изучающий природу относительного человека в его многомерности и многоликости.

Педагогика непосредственно, объединена с физиологией. Являясь наукой о жизнедеятельности единого организма и каждой его части, действующих структур, физиология определяет положение материально-энергетического развития ребенка. Преимущественно значимыми для усвоения механизмов организации физического и психического развития школьника представляются закономерности действия высшей нервной деятельности. Знание педагогом физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя является источником глубокого понимания особенностей воспитательного воздействия условий и средств, извещает от рискованных, ошибочных заключениях в формировании педагогической деятельности, выявлении нагрузок, в представлении реализуемых требований к учащимся и себе [11, С. 114].

Педагогика и физиология представляют базу в педагогической структуре М. Монтессори. Физиолог по образованию и врач по профессии, М. Монтессори создала собственную структуру воспитания после долгого исследования детского организма и длительной педагогической деятельностью с психически неполноценными и отстающими в развитии детьми. Данный способ М. Монтессори называла способом научной педагогики только потому, что он базируется на физиологии и психологии. Свою экспериментальную педагогику М. Монтессори готова была даже назвать медицинской педагогикой, поскольку в ее структуре тесно объединена медицина и физиология (как система наук о жизни человеческого организма) с педагогикой.

Новые, специальные средства для изучения процессов воспитания и обучения раскрывает перед педагогической наукой кибернетика. Используя ее информативную базу, педагогика формирует закономерности, методы и механизмы организации учебного процесса.

Значительные средства развития педагогической науки находятся в планах ее объединения с отраслями медицинских наук. Не ограничиваясь теми, которые исследуют «детские болезни». Болезни функциональной дезорганизации организма школьников, нервные расстройства, наркомания, инфекционные заболевания, токсикомания, – заболевания, наносящие вред детям школьного возраста, ставят перед педагогикой общую и очень наукоемкую цель – создать особую организацию обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Не зря есть две формы педагогического мышления: плоская и объемная. Плоской она становится у тех, кто использует лишь педагогические термины. Объемной формой – у того, кто педагогические явления определяет с представлений различных наук. Лень ученика, с точки зрения учителя, – результат его слабоволия, недисциплинированности, запущенности, несобранности. По мнению медицины, лень, возможно, является защитной реакцией организма в случаях опасности для здоровья и психического развития ученика.

Взаимодействие педагогической науки с медициной вызвало возникновение коррекционной педагогики как особой области педагогического опыта, предметом которой определяется образование детей, с наличием врожденных или приобретенных отклонений в развитии. Коррекционная педагогика во взаимоотношениях с медициной создает совокупность методов, посредством которых достигается терапевтический результат, и усваиваются такие положения, ценности, роли, упрощающие процессы социализации, возмещающиеся имеющиеся дефекты или уменьшающие их тяжесть.

Педагогическая информатика – в некоторой степени новая и ко всему прочему стремительно развивающаяся отрасль знания. Число исследователей и педагогов-практиков, относящихся к  данной сфере, довольно крупно. Как часто происходит в подобных обстоятельствах, терминология педагогической информатики до конца не сформировалась. По этой причине неопределённость, неточность, а не редко и просто отсутствие нужных терминов и их определений, создает серьёзные затруднения практической стороны.

В настоящее время очевидно то положение, что потребность организации серьезного терминологического содержания педагогической информатики представляется первостепенной задачей. Для этого следует провести совместную работу и деятельный анализ представлений рядом авторов, относящихся к Академии информатизации образования, как формирование, устанавливающее главное направление изучений в данной сфере.

Данной работе следует исходить из определений основных терминологических вопросов, имеющихся в педагогической информатике на сегодняшний день. Попытка определить часть данных вопросов и есть данная работа, носящая дискуссионный характер.

В завершение анализа межнаучных связей педагогики, заключим, что в педагогических изучениях широко применяются материалы множества  разных естественных наук.


Библиографический список
  1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
  2. Вайндорф М. Е., Крившенко Л.П. Педагогика: краткий курс лекций.- М.: Юрайт-Издат,2004.-254с.
  3. Волочай А.В., Димитрова Л.В., Ермакова Л.И., Илюхина Л.В. Педагогика для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-160с.
  4. Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания [Текст] / Б.П. Битинас. – М.: Норма, 1996. – 116 с. – ISBN 5-86225-699-7.
  5. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2000. – 304 с. – ISBN 5-8046-0174-1.
  6. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]: учебник / М.: 1995. – 222 с. – ISBN 5-300-14432-0.
  7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст] / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Инфра, – М.: 2008. – 204 с. – ISBN 978-5-16-003556-7.
  8. Дубинин, Н.П. Что такое человек [Текст] / Н.П. Дубинин. – М.: 2006. – 24с. – ISBN 978-5-16-003255-9.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жидков Алексей Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация