ЗНАЧЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Грибина Галина Александровна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
К началу 1960-х годов в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена было положено начало логичной, гармоничной научной системы педагогического образования. Ленинградская научная школа — истинный центр изучения проблем педагогики, обучения высококвалифицированных ученых, которые продолжили исследовательский путь в разных областях страны. Данная статья посвящена результатам работы данной научной школы.

Ключевые слова: воспитание, коллектив, Ленинградская научная школа, учёба


THE VALUE OF THE LENINGRAD SCIENTIFIC SCHOOL


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Грибина Г.А., Илюшина Е.С., Кокарева М.Е., Федосеева Л.А. Значение Ленинградской научной школы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/07/89883 (дата обращения: 21.03.2024).

Благодаря исследованиям, проводившимся под руководством Т.Е. Конниковой, Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, К.Д. Радиной в рамках научной школы, была получения информация:

- о взаимной связи успехов в учебе с успехами в общественной деятельности, а также о непрямом выражении направленности;

- об отдельных расхождениях в поступках и взаимоотношениях учеников во время выполнения разнообразных дел, занятий, работ;

- о работе Фрунзенской коммуны, о совокупности методов, которые дали возможность  коммунарскому коллективу проявить себя в качестве школы воспитания нравственных ценностей и идеалов учеников;

- об устройстве пионерского труда, занимаясь которым пионеры чувствуют результаты,  а также о  взаимосвязи направленности чувств и мотивов трудовой деятельности, познавательного интереса и личности школьника;

- разработаны методы исследования, среди которых апробировалась «ситуация как метод исследования и воспитательный прием» в разных видах деятельности и общения;

- выявлены зависимости между знаниями о морали и мотивами поведения;

- изучено осознание учащимися соотношения личных интересов и интересов своего коллектива, права на выбор своего мнения, поступка, решения;

- сформулированы концептуальные положения о том, как действует малая группа на подростка;

- проведены исследования о групповых формах учебной деятельности, о взаимосвязи нравственных и эстетических чувств в деятельности пионеров [1, 2];

- разработана концепция нравственного формирования личности школьника в разнообразных видах деятельности;

- дано обоснование утверждению, что направленность личности, система ключевых и устойчивых мотивов поведения является основным показателем уровня воспитания ученика и главной задачей нравственного воспитания;

- определены роли личности и коллектива в нравственном воспитании, в развитии личных, деловых и гуманистических взаимодействиях;

- выявлены специфические для учебной деятельности условия и вероятность формирования нравственной направленности личности, что значительно обогащало теорию воспитывающего обучения;

- раскрыт системно-целостный подход к нравственно-воспитывающему обучению через все структурные компоненты — выдвижение цели, отбор содержания, организационные формы, взаимосвязь целей и достигнутых результатов педагогического процесса;

- создана теория формирования убеждений, определены и экспериментально проверены функции моральных знаний в общественно-трудовой деятельности [3].

- выделен отдельный вид отношений, который Тамара Константиновна Конникова определила как гуманистический.

Его основные черты:

- стабильные доброжелательные отношения, взаимное внимание, намерение помогать и радоваться со всеми членами коллектива;

- отсутствие замкнутости, изолированности и эгоизма. Присущее всем стремление к сотрудничеству со всеми членами группы, к объединению в один большой коллектив с целью совместного рассмотрения и разрешения проблем;

- существование у участников коллектива чувства защищенности, отсутствие властного лидерства в коллективе.

По мнению Т. Е. Конниковой, именно описанные отношения являются признаком высокого уровня развития коллектива. В этом случае личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность [1, 2].

В заключение можно отметить, что Ленинградская научная школа внесла значительный вклад в педагогику. Ее представители изучали  развитие личности, ее интересы, мотивы и направленность, коллектив и его влияние, направления взаимодействия педагогического вуза и школ, а также разрабатывали новые методы исследования (ситуация как метод исследования и воспитательный прием) и искали новые педагогические вопросы [3].

Кроме того, работа Ленинградской научной школы способствовала обновлению фонда педагогической информации, расширению круга контактов с образовательными учреждениями города и области. Результаты исследований внедрялись в работу института (например, обновилась тематика творческих работ студентов, появились новые формы общения студентов с учителями-практиками, учащимися, студенты включались в реальную ситуацию школьной жизнедеятельности).   В настоящее время в РГПУ им. А.И. Герцена сохраняется гуманистическая направленность и активная деятельность творческого коллектива кафедры и университета [1, 3].


Библиографический список
  1. Васильева З.И. Научные направления и школа научной педагогики (1960-1980-е гг.) [Электронный ресурс].– Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=17674428, свободный – (01.07.2019).
  2. Коллектив как объект и субъект воспитания [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2977296/page:6/, свободный – (01.07.2019).
  3. Писарева С.А. Развитие научных исследований на кафедре педагогики РГПУ им А.И. Герцена [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2001/833.htm, свободный – (01.07.2019).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация