Благодаря исследованиям, проводившимся под руководством Т.Е. Конниковой, Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, К.Д. Радиной в рамках научной школы, была получения информация:
- о взаимной связи успехов в учебе с успехами в общественной деятельности, а также о непрямом выражении направленности;
- об отдельных расхождениях в поступках и взаимоотношениях учеников во время выполнения разнообразных дел, занятий, работ;
- о работе Фрунзенской коммуны, о совокупности методов, которые дали возможность коммунарскому коллективу проявить себя в качестве школы воспитания нравственных ценностей и идеалов учеников;
- об устройстве пионерского труда, занимаясь которым пионеры чувствуют результаты, а также о взаимосвязи направленности чувств и мотивов трудовой деятельности, познавательного интереса и личности школьника;
- разработаны методы исследования, среди которых апробировалась «ситуация как метод исследования и воспитательный прием» в разных видах деятельности и общения;
- выявлены зависимости между знаниями о морали и мотивами поведения;
- изучено осознание учащимися соотношения личных интересов и интересов своего коллектива, права на выбор своего мнения, поступка, решения;
- сформулированы концептуальные положения о том, как действует малая группа на подростка;
- проведены исследования о групповых формах учебной деятельности, о взаимосвязи нравственных и эстетических чувств в деятельности пионеров [1, 2];
- разработана концепция нравственного формирования личности школьника в разнообразных видах деятельности;
- дано обоснование утверждению, что направленность личности, система ключевых и устойчивых мотивов поведения является основным показателем уровня воспитания ученика и главной задачей нравственного воспитания;
- определены роли личности и коллектива в нравственном воспитании, в развитии личных, деловых и гуманистических взаимодействиях;
- выявлены специфические для учебной деятельности условия и вероятность формирования нравственной направленности личности, что значительно обогащало теорию воспитывающего обучения;
- раскрыт системно-целостный подход к нравственно-воспитывающему обучению через все структурные компоненты — выдвижение цели, отбор содержания, организационные формы, взаимосвязь целей и достигнутых результатов педагогического процесса;
- создана теория формирования убеждений, определены и экспериментально проверены функции моральных знаний в общественно-трудовой деятельности [3].
- выделен отдельный вид отношений, который Тамара Константиновна Конникова определила как гуманистический.
Его основные черты:
- стабильные доброжелательные отношения, взаимное внимание, намерение помогать и радоваться со всеми членами коллектива;
- отсутствие замкнутости, изолированности и эгоизма. Присущее всем стремление к сотрудничеству со всеми членами группы, к объединению в один большой коллектив с целью совместного рассмотрения и разрешения проблем;
- существование у участников коллектива чувства защищенности, отсутствие властного лидерства в коллективе.
По мнению Т. Е. Конниковой, именно описанные отношения являются признаком высокого уровня развития коллектива. В этом случае личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность [1, 2].
В заключение можно отметить, что Ленинградская научная школа внесла значительный вклад в педагогику. Ее представители изучали развитие личности, ее интересы, мотивы и направленность, коллектив и его влияние, направления взаимодействия педагогического вуза и школ, а также разрабатывали новые методы исследования (ситуация как метод исследования и воспитательный прием) и искали новые педагогические вопросы [3].
Кроме того, работа Ленинградской научной школы способствовала обновлению фонда педагогической информации, расширению круга контактов с образовательными учреждениями города и области. Результаты исследований внедрялись в работу института (например, обновилась тематика творческих работ студентов, появились новые формы общения студентов с учителями-практиками, учащимися, студенты включались в реальную ситуацию школьной жизнедеятельности). В настоящее время в РГПУ им. А.И. Герцена сохраняется гуманистическая направленность и активная деятельность творческого коллектива кафедры и университета [1, 3].
Библиографический список
- Васильева З.И. Научные направления и школа научной педагогики (1960-1980-е гг.) [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17674428, свободный – (01.07.2019).
- Коллектив как объект и субъект воспитания [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2977296/page:6/, свободный – (01.07.2019).
- Писарева С.А. Развитие научных исследований на кафедре педагогики РГПУ им А.И. Герцена [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2001/833.htm, свободный – (01.07.2019).