ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ, ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ КАТЕГОРИЙ

Роль Ирина Рафаиловна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
г. Екатеринбург, студентка

Аннотация
Данная статья посвящена понятию правовой культуры как части общей культуры, которая связана с другими юридическими науками, такими как правосознание, правовой менталитет, правовая психология. Рассмотрим эти понятия более подробно, чтобы ограничить от смежных категории.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Роль И.Р. Понятие правовой культуры, отграничение от смежных категорий // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89780 (дата обращения: 22.03.2024).

Правовая культура – это часть общей культуры, результат и качественное состояние правовой жизнедеятельности социума, выражающееся в определенном уровне совершенства правовых актов, научной и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития индивида, оказывающее первостепенное влияние на развитие общества и обеспечения самого существования социума и правового государства. Как видно из данного определения, в нем получил отражения структурированный подход к правовой культуре, что по нашему мнению наиболее полно отражает ее суть, позволяет всецело подойти к определению роли правовой культуры в обществе.

Правовая культура, будучи сложным полиструктурным явлением тесно связана и с другими юридическими категориями, такими как правосознание, правовой менталитет, правовая психология, и т.д. По этой причине следует разграничить понятие правовой культуры со смежными понятиями, а также отразить их связь и взаимодействие.

Под правосознанием в науке принято понимать форму социального сознания, представляющее собой систему правовых взглядов, теорий, идей, концепций, убеждений, установок, чувств в которых отражается отношения людей, групп, общества к праву и правовым явлениям, к правовому поведению.

Другой, схожий с понятием правосознание термин – правовой менталитет (ментальность) – относительно новое для юридической науки понятие, теоретические подходы к его осмыслению отличаются плюрализмом, отсутствием единообразия в понимании как содержательной стороны, так и связью с другими правовыми категориями.

Ряд теоретиков-правоведов утверждают, что правовая культура и правовой менталитет структурно и содержательно совпадают, представляют собой абсолютно идентичные понятия[1]. Как пишут Н.М. Чепурнов и А.В. Серегин «менталитет «шире» сознания, но уже культуры. Если соединить менталитет и результат деятельности, то получим тождественность последнего и культуры. Структуру правового менталитета.

составляет правосознание, правовая деятельность и юридическое мышление»[2]. С такой трактовкой сложно согласиться, поскольку в этом случае нравственный и психологический аспекты правовой культуры сводятся на нет.

Л. А. Морозова определяет правовой менталитет как особый правовой дух общества или народа, нормативно-ценностная ориентация, обусловленная культурными, историческими, религиозными, моральными, нравственными, психологическими особенностями развития личности, правовой менталитет более широкое понятие (нежели правовая культура), включающее в себя все мировоззрение общества, отображающее всю правовую действительность[3]. Мнение ученого видится ошибочным, поскольку ментальность характеризует свойства сознания индивида и общества, его отражение во вне, тем самым по сути охватывает только идеальную сторону правовой сферы жизни общества, правовая же культура, помимо свойств субъекта затрагивает и материальную, овеществленную сторону.

Наиболее верной считаем позицию С.А. Комарова и А.В. Малько определяющих правовой менталитет как определенный образ мышления, систему умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному индивиду или группе[4]. Здесь авторы включают правовой менталитет в структуру правосознания, которое в свою очередь является частью правовой культуры. Правовой менталитет представляет собой базу, систему архетипов и установок, которые в различных этносах, народностях, нациях, цивилизациях имеют собственную специфику.

В качестве заключения можно сделать следующий вывод, что правовая культура содержит  не только духовные компоненты, но и объективированные в реальном мире.


Библиографический список
  1. Иванников И.А. Общая теория государственной власти. Волгодонск. 1997.
  2. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 464 с.. 2007.
  3. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2017. — 464 с.
  4. Комаров С.А., Мальков А.В. Теория государства и права., М. 1999. С. 195.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Роль Ирина Рафаиловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация