Правовая культура – это часть общей культуры, результат и качественное состояние правовой жизнедеятельности социума, выражающееся в определенном уровне совершенства правовых актов, научной и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития индивида, оказывающее первостепенное влияние на развитие общества и обеспечения самого существования социума и правового государства. Как видно из данного определения, в нем получил отражения структурированный подход к правовой культуре, что по нашему мнению наиболее полно отражает ее суть, позволяет всецело подойти к определению роли правовой культуры в обществе.
Правовая культура, будучи сложным полиструктурным явлением тесно связана и с другими юридическими категориями, такими как правосознание, правовой менталитет, правовая психология, и т.д. По этой причине следует разграничить понятие правовой культуры со смежными понятиями, а также отразить их связь и взаимодействие.
Под правосознанием в науке принято понимать форму социального сознания, представляющее собой систему правовых взглядов, теорий, идей, концепций, убеждений, установок, чувств в которых отражается отношения людей, групп, общества к праву и правовым явлениям, к правовому поведению.
Другой, схожий с понятием правосознание термин – правовой менталитет (ментальность) – относительно новое для юридической науки понятие, теоретические подходы к его осмыслению отличаются плюрализмом, отсутствием единообразия в понимании как содержательной стороны, так и связью с другими правовыми категориями.
Ряд теоретиков-правоведов утверждают, что правовая культура и правовой менталитет структурно и содержательно совпадают, представляют собой абсолютно идентичные понятия[1]. Как пишут Н.М. Чепурнов и А.В. Серегин «менталитет «шире» сознания, но уже культуры. Если соединить менталитет и результат деятельности, то получим тождественность последнего и культуры. Структуру правового менталитета.
составляет правосознание, правовая деятельность и юридическое мышление»[2]. С такой трактовкой сложно согласиться, поскольку в этом случае нравственный и психологический аспекты правовой культуры сводятся на нет.
Л. А. Морозова определяет правовой менталитет как особый правовой дух общества или народа, нормативно-ценностная ориентация, обусловленная культурными, историческими, религиозными, моральными, нравственными, психологическими особенностями развития личности, правовой менталитет более широкое понятие (нежели правовая культура), включающее в себя все мировоззрение общества, отображающее всю правовую действительность[3]. Мнение ученого видится ошибочным, поскольку ментальность характеризует свойства сознания индивида и общества, его отражение во вне, тем самым по сути охватывает только идеальную сторону правовой сферы жизни общества, правовая же культура, помимо свойств субъекта затрагивает и материальную, овеществленную сторону.
Наиболее верной считаем позицию С.А. Комарова и А.В. Малько определяющих правовой менталитет как определенный образ мышления, систему умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному индивиду или группе[4]. Здесь авторы включают правовой менталитет в структуру правосознания, которое в свою очередь является частью правовой культуры. Правовой менталитет представляет собой базу, систему архетипов и установок, которые в различных этносах, народностях, нациях, цивилизациях имеют собственную специфику.
В качестве заключения можно сделать следующий вывод, что правовая культура содержит не только духовные компоненты, но и объективированные в реальном мире.
Библиографический список
- Иванников И.А. Общая теория государственной власти. Волгодонск. 1997.
- Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 464 с.. 2007.
- Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2017. — 464 с.
- Комаров С.А., Мальков А.В. Теория государства и права., М. 1999. С. 195.