В современном мире знания являются не целью, а как способом, средством развития личности. Возможностями для этого выступают современные информационно-коммуникативные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие умения обучающихся, их способность самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [1]. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
К средствам современных информационно-коммуникационных технологий относятся электронно-вычислительные машины, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных электронно-вычислительных машин; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне, так и глобальном [2].
Перечень программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров; предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий, электронные системы обучения.
Электронный учебник – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды [3].
Электронные учебники обладают рядом преимуществ перед традиционными учебниками. Среди этих преимуществ большая наглядность излагаемого материала благодаря широкому использованию средств мультимедиа, легкость тиражирования, разнообразие способов доступа к электронному учебнику позволяют индивидуализировать обучение. Для работы студентов с электронным учебным пособием не требуется специальная подготовка, знакомство с новой формой обучения происходит без затруднений, на интуитивном уровне.
Другим средством информационных и информационно-коммуникативных технологий является тестовая система – одна из распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний. Не будет преувеличением сказать, что сегодня системы онлайн-тестирования произвели настоящую революцию в обучении. Именно они помогли усовершенствовать оценивание знаний студентов. Теперь преподавателям гораздо проще следить за результатами и прогрессом обучающихся [4].
Главные требования к тестовой системе заключаются в том, что:
– тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
– компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок;
– в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос;
– вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
В настоящее время инструменты для создания тестов становятся настолько интуитивно понятными, что каждый преподаватель может легко создать отличный онлайн-тест для своего курса, предмета, занятия. Удобно, что множество программ не требуют установки, работая из браузера, а мобильные приложения для создания онлайн-тестов позволяют работать даже в дороге.
Следующим средством информационных и информационно-коммуникативных технологий является мультимедиа. На занятиях часто используются методы и процессы, относящиеся к мультимедийным, а именно применяемые для создания презентаций, интерактивных, обучающих курсов, видеороликов. Мультимедиа имеет несколько определений. Для процесса обучения наиболее применительно следующее: мультимедиа – спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя [5].
Стоит выделить основные возможности мультимедийного продукта:
– интерактивность.
– глубина изучения материалов
–возможность хранения большого объема разнообразной информации на одном носителе.
– аудиовизуальная гармония.
– возможность подключения к сети Интернет.
Внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий значительно помогает студентам в усвоении материала, способствуют облегчению восприятия информации, параллельно открывая новые перспективы для организации учебного процесса, расширяя границы системы образования от жестко регламентируемых к развивающим и активизирующим.
Система дистанционного образования – это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и информационно-коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.
Таким образом, передовой отечественный опыт показывает, что средства информационно-коммуникативных технологий создают условия для индивидуализации учебного процесса за счет: компьютерной визуализации образовательного контента; интерактивного взаимодействия между пользователем и средством информационных и информационно-коммуникативных технологий как средства поддержки самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся; возможности сопровождения и поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем; средств организации и поддержки групповой учебной деятельности. Широкое внедрение информационных технологий способствует формированию единого образовательного пространства, в которое педагог может быть и сам включен как субъект обучения.
Библиографический список
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений. / Г.М. Коджаспирова//. М.: «Академия», 2013. С. 176.
- Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учеб. пособие. Оренбург, 2016. С. 34.
- Маркеленкова О. Н. Технологии дистанционного обучения. 2014. С.32.
- Мухина Ю. Р. Соотношение понятий «информационные технологии» и «современные информационные технологии» в обучении // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 295.
- Коренева Е. П. Современные тенденции развития мультимедийных учебно-методических комплексов//Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. С. 275.
Количество просмотров публикации: Please wait