УДК 37.0

СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В.А. КАРАКОВСКОГО, Л.И.НОВИКОВОЙ, Н.Л.СЕЛИВАНОВОЙ

Юрина Виктория Михайловна1, Бердникова Карина Эрфановна1, Карпова Мария Александровна1, Седова Анастасия Сергеевна1, Чихутова Анастасия Дмитриевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В исследовании данной статьи рассматривается понятие «воспитательная система», которое возникло в результате широкого развития идей системного подхода, также нами была изучена модель системы воспитания В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, которая, в первую очередь, основывается на гуманистическом подходе, главной идеей которого является управление процессом образования, а не личностью.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юрина В.М., Бердникова К.Э., Карпова М.А., Седова А.С., Чихутова А.Д. Системы воспитания В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/12/90647 (дата обращения: 02.02.2020).

Понятие «воспитательная система» занимает важное место в науке педагогики. Понятие имеет широкую структуру. Воспитательная система имеет неразрывную связь с воспитательным процессом и оказывает прямое воздействие на индивида. Это обуславливается влиянием двух факторов: педагогического и общественного. В научной литературе описывается несколько значений понятия «воспитательная система». Данная работа посвящена описанию видения воспитательной системы В.А.Караковским, Л.И.Новиковой и Н.Л.Селивановой.

Описывая основные характеристики воспитательной системы авторы подчеркивают, что управлять стоит не личностью, а процессом, в котором она участвует. Это подразумевает опосредованное воздействие педагога. При осуществлении системы стоит отказаться от прямых призывов, ярких лозунгов, принципов дидактизма, назидательных форм. Приоритетная роль в воспитательной системе авторов отдается диалогическим формам коммуникации. Воспитание через совместную работу, коллективный поиск истины, творческое разнообразие методов обучения [1, с. 124].

Рассмотрим, предлагаемую структуру воспитательной системы Владимира Абрамовича Караковского, Людмилы Ивановны Новиковой и Натальи Леонидовны Селивановой [2, с. 67].

Цель: ориентированная направленность к личности ученика; гармонизация в развитии личности учащегося.

Задачи:

1. Формирование картины мира. Не мозаичной, а целостной и научно обоснованной;

2. Формирование сознания гражданина;

3. Формирование общечеловеческих ценностей у ребенка;

4. Развитие креативного подхода и творческих способностей;

5. Формирования собственного «Я» ребенка.

Принципами педагогической деятельности являются:

1. Процесс обучения и воспитания имеет цель. Главным показателем качества школы – позитивное к ней отношение;

2. Взрослый заинтересован в ребенке. Ученик для педагога, является самым важным звеном в системе;

3. Уважительное отношение к личности ученика. Ни в коем случае не подавлять;

4. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан;

5. Процесс обучения и воспитания построен по типу содружества;

6. Творческий подход к процессу обучения от педагога;

7. Особенно важно организовать процесс воспитания ярко и с запоминанием для ребенка;

8. Эффективность воспитания в его системности;

9. Самый важный инструмент воспитательной системы – коллектив школы, демократическая система взаимодействия.

Реализация системы возможна только при системном подходе. Так как воспитательная система – гуманистического вида. Ее принципы состоят из двух категорий: личностной и гуманистической [3, с. 72].

К личностной категории относятся:

  • личностный подход;
  • признание личности;
  • уважение к ребенку;
  • признание социальной свободы;
  • ориентированность на личность.

Гуманистическая категория включает в себя: уважительное общение в системе коммуникаций педагог-ученик, терпимое отношение к субъективному мнению детей, создание психологического комфорта, а также доброту и внимательность [4, с. 143].

Основой в воспитательную систему положены ценности человека. Авторы полагают, что в воспитании необходимо обращаться к базовым ценностям человека. По их мнению, именно они способны породить добрые намерения. Из огромного спектра ценностей, выделяют 8, это:

1. Человек;

2. Семья;

3. Труд;

4. Знания;

5. Культура;

6. Отечество;

7. Земля;

8. Мир.

Их значение показано следующим образом:

Человек – ценность абсолютная, наивысшая субстанция.

Семья – базовая единица общества, первый коллектив для ребенка, естественные условия для его воспитания и развития, база для развития способностей личности.

Труд – основное направление бытия человека.

Знания – продукт различной деятельности, предпочтительнее творческой.

Культура – богатство человека, накапливаемое в течении жизни.

Отечество – Родина, данная судьбой.

Земля – дом всего человечества.

Мир – согласие и покой между людьми, расами, народностями, государствами.

Любая гуманистическая воспитательная система — система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского. – М.: Педобщество России, 1999.
  2. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995.
  3. Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002
  4. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспи-тательных системах. СПб., 1996.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Юрина Виктория Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация