Понятие «воспитательная система» занимает важное место в науке педагогики. Понятие имеет широкую структуру. Воспитательная система имеет неразрывную связь с воспитательным процессом и оказывает прямое воздействие на индивида. Это обуславливается влиянием двух факторов: педагогического и общественного. В научной литературе описывается несколько значений понятия «воспитательная система». Данная работа посвящена описанию видения воспитательной системы В.А.Караковским, Л.И.Новиковой и Н.Л.Селивановой.
Описывая основные характеристики воспитательной системы авторы подчеркивают, что управлять стоит не личностью, а процессом, в котором она участвует. Это подразумевает опосредованное воздействие педагога. При осуществлении системы стоит отказаться от прямых призывов, ярких лозунгов, принципов дидактизма, назидательных форм. Приоритетная роль в воспитательной системе авторов отдается диалогическим формам коммуникации. Воспитание через совместную работу, коллективный поиск истины, творческое разнообразие методов обучения [1, с. 124].
Рассмотрим, предлагаемую структуру воспитательной системы Владимира Абрамовича Караковского, Людмилы Ивановны Новиковой и Натальи Леонидовны Селивановой [2, с. 67].
Цель: ориентированная направленность к личности ученика; гармонизация в развитии личности учащегося.
Задачи:
1. Формирование картины мира. Не мозаичной, а целостной и научно обоснованной;
2. Формирование сознания гражданина;
3. Формирование общечеловеческих ценностей у ребенка;
4. Развитие креативного подхода и творческих способностей;
5. Формирования собственного «Я» ребенка.
Принципами педагогической деятельности являются:
1. Процесс обучения и воспитания имеет цель. Главным показателем качества школы – позитивное к ней отношение;
2. Взрослый заинтересован в ребенке. Ученик для педагога, является самым важным звеном в системе;
3. Уважительное отношение к личности ученика. Ни в коем случае не подавлять;
4. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан;
5. Процесс обучения и воспитания построен по типу содружества;
6. Творческий подход к процессу обучения от педагога;
7. Особенно важно организовать процесс воспитания ярко и с запоминанием для ребенка;
8. Эффективность воспитания в его системности;
9. Самый важный инструмент воспитательной системы – коллектив школы, демократическая система взаимодействия.
Реализация системы возможна только при системном подходе. Так как воспитательная система – гуманистического вида. Ее принципы состоят из двух категорий: личностной и гуманистической [3, с. 72].
К личностной категории относятся:
- личностный подход;
- признание личности;
- уважение к ребенку;
- признание социальной свободы;
- ориентированность на личность.
Гуманистическая категория включает в себя: уважительное общение в системе коммуникаций педагог-ученик, терпимое отношение к субъективному мнению детей, создание психологического комфорта, а также доброту и внимательность [4, с. 143].
Основой в воспитательную систему положены ценности человека. Авторы полагают, что в воспитании необходимо обращаться к базовым ценностям человека. По их мнению, именно они способны породить добрые намерения. Из огромного спектра ценностей, выделяют 8, это:
1. Человек;
2. Семья;
3. Труд;
4. Знания;
5. Культура;
6. Отечество;
7. Земля;
8. Мир.
Их значение показано следующим образом:
Человек – ценность абсолютная, наивысшая субстанция.
Семья – базовая единица общества, первый коллектив для ребенка, естественные условия для его воспитания и развития, база для развития способностей личности.
Труд – основное направление бытия человека.
Знания – продукт различной деятельности, предпочтительнее творческой.
Культура – богатство человека, накапливаемое в течении жизни.
Отечество – Родина, данная судьбой.
Земля – дом всего человечества.
Мир – согласие и покой между людьми, расами, народностями, государствами.
Любая гуманистическая воспитательная система — система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).
Библиографический список
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского. – М.: Педобщество России, 1999.
- Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995.
- Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002
- Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспи-тательных системах. СПб., 1996.