СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В.А. КАРАКОВСКОГО, Л.И.НОВИКОВОЙ, Н.Л.СЕЛИВАНОВОЙ

Юрина Виктория Михайловна1, Бердникова Карина Эрфановна1, Карпова Мария Александровна1, Седова Анастасия Сергеевна1, Чихутова Анастасия Дмитриевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В исследовании данной статьи рассматривается понятие «воспитательная система», которое возникло в результате широкого развития идей системного подхода, также нами была изучена модель системы воспитания В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, которая, в первую очередь, основывается на гуманистическом подходе, главной идеей которого является управление процессом образования, а не личностью.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юрина В.М., Бердникова К.Э., Карпова М.А., Седова А.С., Чихутова А.Д. Системы воспитания В.А. Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90647 (дата обращения: 13.03.2024).

Понятие «воспитательная система» занимает важное место в науке педагогики. Понятие имеет широкую структуру. Воспитательная система имеет неразрывную связь с воспитательным процессом и оказывает прямое воздействие на индивида. Это обуславливается влиянием двух факторов: педагогического и общественного. В научной литературе описывается несколько значений понятия «воспитательная система». Данная работа посвящена описанию видения воспитательной системы В.А.Караковским, Л.И.Новиковой и Н.Л.Селивановой.

Описывая основные характеристики воспитательной системы авторы подчеркивают, что управлять стоит не личностью, а процессом, в котором она участвует. Это подразумевает опосредованное воздействие педагога. При осуществлении системы стоит отказаться от прямых призывов, ярких лозунгов, принципов дидактизма, назидательных форм. Приоритетная роль в воспитательной системе авторов отдается диалогическим формам коммуникации. Воспитание через совместную работу, коллективный поиск истины, творческое разнообразие методов обучения [1, с. 124].

Рассмотрим, предлагаемую структуру воспитательной системы Владимира Абрамовича Караковского, Людмилы Ивановны Новиковой и Натальи Леонидовны Селивановой [2, с. 67].

Цель: ориентированная направленность к личности ученика; гармонизация в развитии личности учащегося.

Задачи:

1. Формирование картины мира. Не мозаичной, а целостной и научно обоснованной;

2. Формирование сознания гражданина;

3. Формирование общечеловеческих ценностей у ребенка;

4. Развитие креативного подхода и творческих способностей;

5. Формирования собственного «Я» ребенка.

Принципами педагогической деятельности являются:

1. Процесс обучения и воспитания имеет цель. Главным показателем качества школы – позитивное к ней отношение;

2. Взрослый заинтересован в ребенке. Ученик для педагога, является самым важным звеном в системе;

3. Уважительное отношение к личности ученика. Ни в коем случае не подавлять;

4. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан;

5. Процесс обучения и воспитания построен по типу содружества;

6. Творческий подход к процессу обучения от педагога;

7. Особенно важно организовать процесс воспитания ярко и с запоминанием для ребенка;

8. Эффективность воспитания в его системности;

9. Самый важный инструмент воспитательной системы – коллектив школы, демократическая система взаимодействия.

Реализация системы возможна только при системном подходе. Так как воспитательная система – гуманистического вида. Ее принципы состоят из двух категорий: личностной и гуманистической [3, с. 72].

К личностной категории относятся:

  • личностный подход;
  • признание личности;
  • уважение к ребенку;
  • признание социальной свободы;
  • ориентированность на личность.

Гуманистическая категория включает в себя: уважительное общение в системе коммуникаций педагог-ученик, терпимое отношение к субъективному мнению детей, создание психологического комфорта, а также доброту и внимательность [4, с. 143].

Основой в воспитательную систему положены ценности человека. Авторы полагают, что в воспитании необходимо обращаться к базовым ценностям человека. По их мнению, именно они способны породить добрые намерения. Из огромного спектра ценностей, выделяют 8, это:

1. Человек;

2. Семья;

3. Труд;

4. Знания;

5. Культура;

6. Отечество;

7. Земля;

8. Мир.

Их значение показано следующим образом:

Человек – ценность абсолютная, наивысшая субстанция.

Семья – базовая единица общества, первый коллектив для ребенка, естественные условия для его воспитания и развития, база для развития способностей личности.

Труд – основное направление бытия человека.

Знания – продукт различной деятельности, предпочтительнее творческой.

Культура – богатство человека, накапливаемое в течении жизни.

Отечество – Родина, данная судьбой.

Земля – дом всего человечества.

Мир – согласие и покой между людьми, расами, народностями, государствами.

Любая гуманистическая воспитательная система — система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена).


Библиографический список
  1. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. В.А. Караковского. – М.: Педобщество России, 1999.
  2. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995.
  3. Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. – Ростов н/Д: Феникс, 2002
  4. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспи-тательных системах. СПб., 1996.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Юрина Виктория Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация