ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Кошпаева Татьяна Альбертовна
Поволжский государственный технологический университет
магистрант

Аннотация
Данная статья повествует о теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий в профессиональном обучении.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кошпаева Т.А. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий в профессиональном обучении // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90780 (дата обращения: 29.03.2024).

Поиском условий обучения, обеспечивающих высокий результат интеллектуального формирования обучающегося, эксперты образования увлекаются уже давно. Существенное развитие в данном течении реализовано в школе известного российского специалиста по психологии П.Я. Гальперина. Им были выделены 2 вида характеристик действия: функциональные и структурные.

Функциональная характеристика показывает, ту или иную функцию этот процесс несет в составе общей работы. Также выделены приблизительные, исполнительные также контрольно-коррекционные воздействия.

Второй вид характеристик действия – структурные характеристики. В их числе Гальперин выделил: форму (уровень), обобщённость, полноту и освоения действия.

Различают следующие формы ориентировочного действия: материальная, материализованная, перцептивная, словесная, умственная.

Материальная форма ориентировки подразумевает привлечение в процесс материальных предметов, с какими в последующем предстоит осуществление трудовой задачи.

В случае если проблему возможно было б разрешить с минимальными трудозатратами, в таком случае считается, что приблизительное действие осуществляется в материализованной форме.

Перцептивная форма подразумевает реализацию действия с опорой на образ, воспринимаемый нашими органами чувств, к примеру зрением.

В некоторых вариантах решение проблемы осуществляется в словесной форме, т.е. путем размышления. Осуществление действия в умственной форме подразумевает приобретение результата только с опорой на внутренний образ также его мыслительную обработку.

Обобщенность – показатель умения интерпретировать определенное действие, основываясь на базисные определения также категории, соответствующей сфере познания.

Полнота ориентировочного действия указывает на присутствие в нем абсолютно всех требуемых действий, от которых зависит его окончательная результативность.

Изученность действия демонстрирует уровень легкости, непринужденности при исполнении действия.

Гальперин подчеркнул 3 вида учения, значительно различающихся как технологией освоения учащимися познаний, так и итогами данного процесса.

Для первого типа учения свойственно в таком случае, то что осваивание операций совершается в отсутствии результативного управления педагогом данных действий. В Некоторых Случаях условный успех обучения определен мощной мотивацией человека ,к получению того или иного знания. О человеке, добившемся собственного мы заявляем: он самоучка. В истории науки, техники, ремесла их весьма немало. Но также в случае организованного изучения мы зачастую встречаемся с данным видом учения. Тут преобладающим считается способ демонстрации другим человеком действия в качестве образца.

Второй тип учения ориентирован в развитие приблизительной основы действия, которая характеризуется полнотой приблизительных свойств, гарантирующих приобретение продукта с заранее установленными параметрами, однако при одном обстоятельстве: не позволять излишней самодеятельности обучаемого. Задача обучаемого – четко осуществить установленное ему указание. Процесс выполняется по алгоритму на основе текста, схем либо других форм указаний.

Третий тип учения формально нас возвращает к ситуации, имевшей место при первом типе обучения, а именно схожим методам получения приблизительной основы действия: и здесь и там она получается без помощи других, но принципиальны различия в способе ее добывания. В первом случае – это метод проб и ошибок. Во втором – поиск ориентировочной основы осуществляется на основе методологии, знания закономерностей и норм преобразования предметов в данной предметной области.

В ходе обучения принципиально новым знаниям, практическим умениям теория поэтапного развития интеллектуальных операций выделяет несколько этапов:

Первый этап – мотивационный. В процессе его у обучаемых создается требуемая познавательная мотивация, позволяющая им благополучно осваивать тем или иным действием. В случае если эта мотивация не имеется, то руководитель обучения обязан выработать у обучаемых внутреннюю либо внешнюю мотивацию, обеспечивающую их включение в общую учебную деятельность.

На втором этапе совершается заблаговременное знакомство с действием, т.е. создание в сознании обучаемого приблизительной основы. В данном этапе весьма немаловажно, чтобы была достигнута целостность и точность ориентировки, отчетливо представлены также освоены окончательные результаты учебы, которых предстоит достигнуть.

На третьем этапе обучаемые осуществляют материальный процесс согласно с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они приобретают также функционируют с информацией в варианте разных материальных объектов: моделей, устройств, методик, макетов, чертежей и т.д., сравнивая собственные действия с письменной инструкцией. Этот этап дает возможность учащемуся овладеть содержанием действия (все операции) и правила их исполнения. Педагог в этом случае, реализовывает контроль за точностью исполнения любой поступающей в процесс процедуры. Весьма немаловажно вовремя заметить ошибку обучаемого и исправить ее, для того чтобы в дальнейшем никак не позволить закрепления неверного действия.

На четвертом этапе уже после исполнения некоторых однотипных операций необходимость обращаться к инструкции исключается и функцию приблизительной основы осуществляет внешняя речь обучаемого. Учащиеся проговаривают вслух то действие, ту процедуру, какую во этот период осваивают. В их сознании совершается обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

На пятом этапе, что именуется шагом беззвучной устной речи, обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя. Мысленно проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только лишь более сложные, важные компоненты действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

В завершающем, шестом, этапе приблизительная часть действия настолько автоматизируется, что произнесение про себя начинает замедлять выполнение действия. Учащиеся автоматически осуществляют отрабатываемое действие, в том числе и в мыслях не контролируя себя, грамотно ли оно выполняется. Данное говорит о том, что действие сократилось, перешло во внутренний план и потребность во внешней опоре отпала. Таким Образом, развитие действия закончилось.


Библиографический список
  1. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 2. С. 75-78.
  2. Гальперин П. Я. Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  3. Петкова И.И., Решетова З.А. Самостоятельность учащихся в организации познавательной деятельности при решении профессиональных задач и ее воспитание в процессе обучения // Психологопедагогические проблемы профессионального обучения. М., 1979. С. 101-142.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кошпаева Татьяна Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация