ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ

Ильин Дмитрий Леонидович1, Огарышев Антон Владимирович1
1Владимирский юридический институт ФСИН России, старший преподаватель кафедры физической подготовки

Аннотация
В статье рассматриваются основные положения, затрагивающие спортивный травматиз в учебных заведениях ФСИН России, а также основные направления профилактики трав среди курсантов. Автор выражает свою позицию в отношении профилактического воздействия в процессе учебных занятий.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ильин Д.Л., Огарышев А.В. Профилактика спортивного травматизма в образовательных организациях ФСИН России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89518 (дата обращения: 18.04.2024).

Для решения ряда сложных и ответственных задач, которые ставятся перед курсантами, обучающимися в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России), необходимо обладать широким спектром научных знаний, а также практических умений и навыков по соответствующей специальности. Наиболее важным выступает уровень физической подготовки будущих сотрудников уголовно – исполнительной системы.

Физическое совершенствование в образовательных организациях ФСИН России проводится на протяжении всего периода обучения. При этом стоит отметить, что наиболее эффективное развитие спортивных умений и навыков обеспечивается за счет проведения учебных занятий по физической подготовке, в совокупности с участием в различных спортивно-массовых мероприятиях, например, ежегодных спартакиадах среди курсантов. Данные мероприятия могут быть, как локального уровня, так и с участием других учебных заведений. Как правило, проводимые соревнования имеют региональный и всероссийский уровень.

Современная криминологическая обстановка предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. В связи с этим в образовательный процесс включены мероприятия по тактико-технической и моральной подготовке курсантов и слушателей, которые выражены в проведении различных публичных соревнований по служебно-прикладным и иным видам спорта. Подчеркнем, что руководство учебных заведений ФСИН России уделяет значительное внимание контролю качества физической подготовки выпускников ведомственных учебных заведений. Так, например, для курсантов выпускных курсов проводится тестирование, которое состоит в  сдаче нормативов, являющихся обязательными для успешного освоения учебного плана.

В соревнованиях, проводимых среди переменного состава учебного заведения, принимают участие не только спортсмены, желающие продемонстрировать свое спортивное совершенство и завоевать ценные призы, но и все остальные обучающиеся, выступающие в роли болельщиков. Однако стоит отметить, что достаточно часто курсанты, принимающие участие в спортивных соревнования по различных видам спорта в составе команды учебной группы или курса, не обладают специальной подготовкой по данному виду спорта. Такая ситуация может привести к получению обучающимся травмы.

Травматизм является неотъемлемой частью любых видов спортивных мероприятий. Проанализируем основные причины получения травм в учебных заведениях ФСИН России.

Во-первых, это нарушения, допускаемые при организации учебных занятий, тренировочного процесса и соревнований. Бывают ситуации, при которых обучающиеся допускают нарушения правил техники безопасности и выполняют приемы борьбы без контроля преподавателя.

Второй возможной причиной, которая может привести к получению травмы, является неудовлетворительное состояние мест проведения занятий[1]. В данном случае стоит отметить неисправность некоторых спортивных снарядов, что при их эксплуатации может повлечь получение травмы обучающимся. Безусловно, контроль за удовлетворительным состоянием мест проведения различных видов спортивных занятий по физической подготовке, является обязанностью руководства кафедры физической подготовки, а также каждого преподавателя в частности.

Третьей причиной получения спортивных травм выступает недостаточный врачебный контроль[2]. Те обучающиеся, которые занимаются каким – либо видом спорта на профессиональном уровне и имея ряд травм, могут относиться к ним без должного внимания и не обращаться за врачебной помощью. Как результат – увеличение площади заболевания. В связи с этим в большинстве учебных заведений ФСИН России организованы систематические медицинские осмотры лиц, входящих в группы спортивного совершенствования с целью выявления у спортсменов скрытых травм и заболеваний. Одной из причин спортивного травматизма также стоит считать слабую физическую подготовленность курсанта (длительные перерывы в занятиях, отсутствие систематических занятий, переутомление, а также переоценка своих способностей)[3]. Для обучающихся, профессионально занимающихся различными видами спорта, характерно стремление к совершенству, которое иногда может привести к получению травмы. Длительные тренировки, нерегулярное питание, недостаточный сон и перегрузки ослабляют организм, в результате чего снижается сосредоточенность, которая для боевых видов спорта является основополагающей[4].

На наш взгляд, является целесообразным рассмотреть основные направления профилактики спортивного травматизма в образовательных организациях ФСИН России.

Итак, в первую очередь стоит отметить, что существенную роль в предупреждении травматизма играет преподаватель. Именно он обязан обеспечивать полную безопасность занятий, соревнований и иных спортивных мероприятий. Иными обязанностями преподавателя по физической подготовке является проведение воспитательной работы с курсантами, разъяснение недопустимости применения грубых, неправильных приемов борьбы, которые могут причинить вред здоровью других обучающихся[5].

Важная роль уделяется сотрудникам медицинской части. Профилактику травматизма врач может вести как самостоятельно, так и совместно с преподавателями, уделяя внимание каждому курсанту, который обращается к ним за врачебной помощью.

Особое внимание со стороны руководства учебного заведения необходимо обратить на состояние мест, предназначенных для проведения спортивных мероприятий, инвентаря, защитных приспособлений, оборудования, и т.д.

Правильно организованный учет травм, полученных во время проведения занятий и спортивных соревнований, имеет существенное значение в рамках предупреждения спортивного травматизма. После того, как врач оказал первую медицинскую помощь, ему необходимо установить причину возникновения травмы. Большую помощь в реализации данной задачи медицинскому работнику оказывают тренеры, преподаватели и сами спортсмены. Изучению и выявлению причин возникновения, а так же оказанию необходимых мер по устранению травм, стоит уделять внимание при получении, как тяжелых травм, так и травм средней тяжести, и даже при причинении легкого вреда здоровью. Каждый такой случай подробно обсуждается на тренерском совете, а также со спортсменами[6].

В процесс обучения необходимо включать занятия, направленных на формирование навыков самостраховки, то есть умению самостоятельно выходить из опасного положения, которое может привести к получению обучающимся определенной травмы[7]. Так, например, курсантам демонстрируются, а в дальнейшем отрабатываются, навыки правильного и безопасного падения, умения избежать опасных движений и положений тела.

На каждом учебном занятии по физической подготовке необходимо особое внимание уделять разминке. Она способствует повышению уровня работоспособности, подготовке суставов, двигательного аппарата, дыхания и кровообращения к дальнейшей физической нагрузке. Иными словами, проведение разминки обуславливает общий рабочий фон всех органов и систем организма, что снижает возможность получения травм.

Разминка заключается в определенном комплексе физических упражнений, который, как правило, состоит из общей и специальной части. Общая часть направлена на создание наиболее приемлемой степени возбудимости центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, повышению функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Специальная часть проводится с целью формирования допустимой возбудимости тех составляющих нервно-мышечного аппарата, которые будут задействованы при дальнейшей физической нагрузке[8].

Для предупреждения утомляемости мышц, разминка должна быть направлена на создание нагрузки для всех групп мышц, независимо от их участия в дальнейших занятиях по физической подготовке. Стоит так же отметить, что нагрузка, выполняемая при разминке, должна быть строго индивидуализирована[9].

Таким образом, нами были рассмотрены основные причины спортивного травматизма, а так же первостепенные направления их профилактики. Образовательные организации ФСИН России осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и в совершенстве владеющих основными приемами борьбы, рукопашного боя и защиты от преступников. Полное исключение спортивного травматизма в процессе занятий по физической подготовке практически невозможно, однако снижение уровня его показателей вполне реально. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что в образовательных организациях ФСИН России в полной мере обеспечивается безопасность обучающихся, одновременно с этим происходит совершенствование спортивных навыков, необходимых для работы в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.


Библиографический список
  1. Карданов А.К. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности: учебное пособие // А.К. Карданов М.: Теория и практика общественного развития, 2016. С. 171-172.
  2. Машекуашева М.Х. Актуальные проблемы профессионально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: монография // М.Х. Машекууашева М.: Теория и практика общественного развития, 2015. С. 76-78.
  3. Черкесов Р.М. Развитие скоростно-силовых качеств у бойцов рукопашного боя: учебник // Р.М. Черкесов М.: Теория и практика общественного развития, 2015. С. 56.
  4. Бакулин В.С, Грецка И.Б. Спортивный травматизм: профилактика и реабилитация: учебное пособие // В.С. Бакулин М.: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2016. С. 45.
  5. Миронов В.В. Физическая культура: учебник // В.В. Миронов М.: Военное издательство, 2016. С. 67-69.
  6. Леонов С.В. Переживание спортивной травмы: монография // С.В. Леонов М.: Национальный психологический журнал, 2015. С. 23-24.
  7. Петерсон Л. Травмы в спорте: учебное пособие // Л. Петерсон М.: Физкультура и спорт, 2016. С. 65.
  8. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности: учебное пособие // Н.А. Фомин М.: Просвещение, 2014. С. 16-18.
  9. Карпман В.Л. Спортивная медицина: учебник // В.Л. Карпан М.: Физкультура и спорт, 2016. С. 35-38.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ильин Дмитрий Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация