АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО БАРОККО

Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье указаны исторические сведения развития архитектуры московского барокко. Указаны основные особенности и приведены конкретные примеры.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Домнина А.И., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Архитектура московского барокко // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89210 (дата обращения: 18.04.2024).

В конце XVII века постоянные пожары из-за деревянных построек создали необходимость возводить город из камня. В 1681 году был издан указ о каменных застройках и каменное строительство начало развиваться как никогда ранее. Сначала элементы барокко стали проявляться в архитектуре московских храмов. По приказу Петра I идеи этого стиля стали воплощаться в дворцовых постройках Москвы. Одна из особенностей данного  стиля – тесная связь с русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Свое название стиль получил он боярского рода Нарышкиных. На их территории были построены образцы храмов в этом направлении.

Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе, построенной в усадьбе самого Нарышкина (1680-1690-е годы). Позже усадьба перешла к графу Шереметьеву, закрепив за ним название храма [1].

Рисунок 1 – Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

В архитектуре Нарышкинского барокко причудливо соединились традиции патриархального зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния. Стиль тесно связан с белокаменным узорочьем, который стал результатом заимствования декоративных элементов, ордеров барочного происхождения. От древнерусской архитектуры его отличает вертикальная энергетика, скользящая вдоль граней стен и выбрасывающая пышные узорчатые волны.

Основные особенности архитектуры в стиле московского барокко:

  1. Стремление к вертикальной симметрии посредством башен.
  2. Сочетание народного узорочья с ордерными формами.
  3. Наличие декоративного элемента «гребешки петуха».
  4. В качество декора используется объемная скульптура перед фасадом в интерьере храма [2].

Таким образом, нарышкинское (московское) барокко является уникальным стилем в русском зодчестве. Он не похож ни на одно направление мировых архитектурных стилей. Стоит отметить, что после 1710- годов храмы и помещения в этом стиле больше не строились. Однако храмы в московском барокко до сих пор имеют величественный вид и пользуются популярностью среди любителей архитектуры.


Библиографический список
  1. Куликов, А.С. История архитектуры : учебное пособие : в 3 ч. / А.С. Куликов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный технический университет». – Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2017. – Ч. 2. История русской архитектуры. – 121 с.
  2. Курило, Л.В. История архитектурных стилей : учебник / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова ; Российская международная академия туризма. – 3-е изд. – Москва : Советский спорт, 2012. – 216 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация