РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ

Макарова Ксения Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В статье рассматриваются различные религиозные представления о душе. Описано понятие души в мифах и религиях.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова К.С., Торопова А.И., Мочалова А.С., Ротанова В.А. Религиозные представления о душе // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87365 (дата обращения: 19.04.2024).

Религиозные представления о душе как о бессмертной нематериальной части человека существовали издавна. Наши предки отождествляли душу либо со всем человеческим организмом, либо с отдельными органами или их функциями. Во многих языках одно и то же слово означает и «душа» и «дыхание». Это понятно, поскольку дыхание, оставляющее человека после смерти в глазах первобытного человека, легко отождествляется с жизнью. Душа, помещавшаяся в частях тела или в дыхании, считалась неотделимой от тела и умирающей  вместе с человеком.

Фетишистское, овеществленное (фетиш – вещь) представление о душе сменилось после анимистическим, согласно которому душа бестелесна. В момент смерти душа превращается в душу мертвеца – дух (анема). Этот дух и является вместо умершей души.

Многие древние учения наделяли душой не только человека, но и все, что его окружало, – зверей, птиц, деревья, камни, леса, озера, горы. На представлениях о всеобщей одушевленности природы основана идея реинкарнации, или переселение душ. В основе этой идеи, вероятно, лежит древняя вера в тотемических предков, поселяющихся в тела людей.

С развитием патриархального общества на смену архаичным представлениям о душе и ее существовании после смерти пришли новые воззрения, отражающие изменения в общественном строе. Существовала идея о посмертном блаженстве избранных. Для раннеклассовых обществ было характерно представление о том, то в загробном мире будут блаженствовать лишь знатные и богатые. Эти представления ярко отражены в древнеегипетской мифологии.

Однако затем избранничество стали связывать не столько с происхождением, сколько с добродетелями. В число таких избранных попадали просто благочестивые люди. Особенно последовательно эта идея отражена в христианстве. Согласно христианскому учению, смерть вошла в жизнь человека после грехопадения Адама в Раю. Чтобы спасти погибающий от грехов мир, должен был прийти Спаситель – Иисус Христос. Его проповедь, смерть на кресте и последующее воскресение – это всё открыло человеческой душе путь к бессмертию. Для того, чтобы спастись нужно глубокое покаяние и очищение от грехов в Таинствах Крещения и Исповеди.
Также человек должен в течение жизни исполнять Заповеди, главной из которых является любовь к Богу и ближнему. После смерти человека душу человека ожидает Божий суд.

Таким образом, развитие понятия «души» имеет важное значение для человечества. Это следует из того, что в любой исторический период наши предки пытались найти истоки духовной сущности человека (души). Проблема души остается до конца не решенной, так как несмотря на различные философские споры душа остается объектом веры и лишь частично разума.


Библиографический список
  1. Спиркин, А. Г Философия. М: Юрайт, 2014. С. 394.
  2. Яхина Л. Учение Аристотеля о человеческой душе // Успехи современного естествознания. 2008. №6. С. 87.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Ксения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация