Религиозные представления о душе как о бессмертной нематериальной части человека существовали издавна. Наши предки отождествляли душу либо со всем человеческим организмом, либо с отдельными органами или их функциями. Во многих языках одно и то же слово означает и «душа» и «дыхание». Это понятно, поскольку дыхание, оставляющее человека после смерти в глазах первобытного человека, легко отождествляется с жизнью. Душа, помещавшаяся в частях тела или в дыхании, считалась неотделимой от тела и умирающей вместе с человеком.
Фетишистское, овеществленное (фетиш – вещь) представление о душе сменилось после анимистическим, согласно которому душа бестелесна. В момент смерти душа превращается в душу мертвеца – дух (анема). Этот дух и является вместо умершей души.
Многие древние учения наделяли душой не только человека, но и все, что его окружало, – зверей, птиц, деревья, камни, леса, озера, горы. На представлениях о всеобщей одушевленности природы основана идея реинкарнации, или переселение душ. В основе этой идеи, вероятно, лежит древняя вера в тотемических предков, поселяющихся в тела людей.
С развитием патриархального общества на смену архаичным представлениям о душе и ее существовании после смерти пришли новые воззрения, отражающие изменения в общественном строе. Существовала идея о посмертном блаженстве избранных. Для раннеклассовых обществ было характерно представление о том, то в загробном мире будут блаженствовать лишь знатные и богатые. Эти представления ярко отражены в древнеегипетской мифологии.
Однако затем избранничество стали связывать не столько с происхождением, сколько с добродетелями. В число таких избранных попадали просто благочестивые люди. Особенно последовательно эта идея отражена в христианстве. Согласно христианскому учению, смерть вошла в жизнь человека после грехопадения Адама в Раю. Чтобы спасти погибающий от грехов мир, должен был прийти Спаситель – Иисус Христос. Его проповедь, смерть на кресте и последующее воскресение – это всё открыло человеческой душе путь к бессмертию. Для того, чтобы спастись нужно глубокое покаяние и очищение от грехов в Таинствах Крещения и Исповеди.
Также человек должен в течение жизни исполнять Заповеди, главной из которых является любовь к Богу и ближнему. После смерти человека душу человека ожидает Божий суд.
Таким образом, развитие понятия «души» имеет важное значение для человечества. Это следует из того, что в любой исторический период наши предки пытались найти истоки духовной сущности человека (души). Проблема души остается до конца не решенной, так как несмотря на различные философские споры душа остается объектом веры и лишь частично разума.
Библиографический список
- Спиркин, А. Г Философия. М: Юрайт, 2014. С. 394.
- Яхина Л. Учение Аристотеля о человеческой душе // Успехи современного естествознания. 2008. №6. С. 87.
Количество просмотров публикации: Please wait