Акцентуации характера – это гипертрофированные черты характера, являющиеся вариантом нормы, но граничащие с психопатией. Как и при психопатиях, подросток с акцентуациями характера становится уязвимой к определенному травмирующему воздействию, адресованному тому самому «слабому месту» характера личности, при этом устойчивость к другим негативным воздействиям сохраняется [1].
Акцентуации могут быть выражены по-разному: они бывают явными и скрытыми (латентными), которые могут изменяться и переходить друг в друга под влиянием таких факторов, как особенности воспитания, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье.
Акцентуации характера, которые интенсивно проявляются в подростковом возрасте, с течением времени, в лучшем случае, могут компенсироваться, а в худшем – развиться и преобразоваться в “краевые” психопатии, что крайне опасно для личности и ее психического здоровья. Именно поэтому так важно вовремя обратить внимание на гипертрофированные черты характера подростка и максимально скорректировать их [2].
В этой статье мы рассмотрим эмотивную акцентуацию характера. Эмотивы, в первую очередь, настоящие альтруисты. Они всегда готовы прийти на помощь другим, даже в ущерб себе, в связи с чем часто страдают. Кроме того, они крайне ранимы [3]. Для будущего формирования целостной и гармоничной личности подростка необходимо уделить внимание данному вопросу.
Чтобы определить, имеет ли подросток эмотивную акцентуацию характера, обратите внимание на признаки, которыми обладает данный тип: этот человек предпочитает круг общения из близких людей, он в меру общителен, сострадателен, понимает окружающих. Он привлекает своей добротой, душевностью, всегда может разделить радость и горе другого человека, очень исполнителен. Однако он может быть слишком чувствительным и ранимым. Характеризуется чувствительностью, впечатлительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этот тип схож с экзальтированным, но его проявления чуть менее бурные. Редко вступает в конфликты, обиды держит в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональность, отзывчивость, впечатлительность, высокоразвитая эмпатия, «плаксивость».
Если в поведении подростка были замечены данные признаки, попробуйте последовать приведенным ниже рекомендациям по коррекции поведения подростка с эмотивной акцентуацией характера:
- Принимайте крайне переменчивое настроение подростка, которое легко меняется в зависимости от различных обстоятельств. Не давите на него во время конфликтов, которые часто бывают возможны на фоне колебаний его настроения. Старайтесь распознавать глубину переживаний по мимике, самочувствию, трудоспособности, коммуникабельности; это поможет оказать ему необходимую поддержку своевременно.
- Создавайте комфортную обстановку в семье, принимайте и любите подростка таким, какой он есть, прощайте ему мелкие шалости; так он почувствует себя нужным. Иногда достаточно доверительного, ласкового разговора, чтобы вдохнуть в подростка новые силы.
- Ограничьте унизительные нотации, выговоры и порицания, проявления грубости в общении с эмотивным подростком; не допускайте длительные разлуки с родителями и близкими. Эти негативные факторы имеют сильное влияние на настроение и состояние подростка, угнетают его.
- Поощряйте деятельность подростка позитивным оцениванием его усилий, так как эмотивный подросток нуждается в поддержке, искреннем сопереживании; частое позитивное одобрение и простая похвала способны поднять настроение, избавить от волнений.
- Старайтесь найти интересные занятия для ребенка; вовлечение в художественную самодеятельность или спорт дают положительные результаты в моменты перепадов настроения.
Изменить характер взрослого человека практически невозможно, но людям в подростковом возрасте с акцентуациями характера вы действительно можете помочь нивелировать их отрицательные черты и научить их управлять своим поведением, а значит, жизнью и судьбой.
Библиографический список
- Характер. Акцентуации характера / Е. Е. Ясникова, В.С. Собенников; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ, – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 28 с.
- Зорина Е.А., Агеева Л.Г. Влияние типа акцентуации характера на стиль поведения в конфликтной ситуации у студентов-психологов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75346 (дата обращения: 25.02.2018).
- Мироненко Е. Давайте жить дружно (эмотивный радикал). – [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.b17.ru/article/89330/