УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Татаренко Мария Андреевна1, Чекмарева Мария Дмитриевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент магистратуры 2 курса

Аннотация
В статье раскрыта важность овладения правовыми компетенциями будущими педагогами профессионального обучения. Дано понятие правовой компетенции. Рассмотрен процесс приобретения правовых компетенций обучающимися по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность». А так же выделен на ряду с компетенциями, обозначенными во ФГОС, блок дополнительных правовых компетенций, приобретаемых в процессе обучения по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность».

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Татаренко М.А., Чекмарева М.Д. Формирование правовых компетенций педагога профессионального обучения // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/12/88363 (дата обращения: 25.03.2019).

Новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость выстраивать отношения между педагогом и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и интересов ребёнка делают необходимым выделение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.

В условиях постоянно развивающегося законодательства страны особо важно обращать внимание на проблему правовой подготовки педагогических кадров всех уровней. Основу правовой компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними.

В процессе подготовки педагога профессионального обучения по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» необходимо, наряду с перечисленными в ФГОСе профессиональными компетенциями, формировать дополнительные правовые компетенции.

Раскроем сущность понятия «правовые компетенции».

Правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом [3].

Правовая компетентность педагога существенно отличается от правовой компетентности специалистов других отраслей общественного производства, поскольку она:

  • предполагает знание правовых норм и опыт их реализации в сфере образования;
  • обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в процессе регулирования образовательных отношений;
  • служит средством развития правовой культуры учащихся;
  • включает знание правового статуса ребёнка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав обучающихся;
  • является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе его профессиональной деятельности;
  • позволяет реализовывать и, в случае необходимости, отстаивать профессиональные права педагога [1].

Формирование правовой компетентности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение [2].

Рассмотрим формирование правовых компетенций у обучающихся направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность».

В результате освоения обучающимися по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» юридических дисциплин, у них будут сформированы правовые компетенции определённого объёма и сложности.

Изучение данных дисциплин осуществляется последовательно и строго распределено учебным планом по периодам обучения – семестрам. Последовательность изучения юридических дисциплин способствует последовательному формированию правовых компетенций: от формирования правовой культуры и правосознания до принятия решений и совершения правовых действий в точном соответствии с законом

Все правовые дисциплины, предусмотренные учебным планом по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» можно разделить на три блока: теоретические основы правовой деятельности, общепрофессиональное сопровождение правовой деятельности, отрасли правовой деятельности.

Первый блок состоит из таких дисциплин, как теория государства и права, правоведение, правоохранительные органы и история отечественного государства и права. Он выполняет функцию по формированию и развитию правосознания и правовой культуры будущих педагогов профессионального обучения.

Второй блок включает в себя средства представления правовой информации и правовую статистику деятельности правоохранительных органов. Его функция заключается в формировании умений работать с правовой документацией.

Третий блок включает в себя дисциплины, изучающие отрасли права (трудовое, административное, гражданское, уголовное, финансовое и пр.). Овладение ими играет важную роль в формировании компетенции по принятию решений и совершению правовых действий в точном соответствии с законом.

Предусмотренные рабочим учебным планом по профилю подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» юридические дисциплины позволяют выделить блок дополнительных правовых компетенций:

  •  способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
  • способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
  • способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • способность принимать решения и совершать правовые действия в точном соответствии с законом;
  • способность толковать различные правовые акты;
  • способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
  • владение навыками подготовки нормативно-правовых документов;
  • способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в правовой и иной документации;
  • способность давать правовые заключения и консультации в конкретных видах деятельности.

Перечисленные выше компетенции можно разделить на три группы: общеправовые, процессуально-правовые, отвечающие за совершение правовых действий и профессионально-правовые компетенции, позволяющие осуществлять разработку правовых актов.

Группа общеправовых компетенций включает в себя: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В группу процессуально-правовых компетенций входят: способность принимать решения и совершать правовые действия в точном соответствии с законом, способность толковать различные правовые акты, способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

К группе профессионально-правовых компетенций, позволяющих осуществлять разработку правовых актов, нами были отнесены следующие компетенции: владение навыками подготовки нормативно-правовых документов, способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в правовой и иной документации, способность давать правовые заключения и консультации в конкретных видах деятельности.

Таким образом, правовая компетентность педагога профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки специалиста.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. – № 2. – 2012. – C. 24-28
  2. Безукладников К. Э., Новоселов М. Н. Формирование линговострановедческой компетенции полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя в профессионально ориентированном иноязычном пространстве // Педагогическое образование и наука.- 2012.- № 12. – С. 39-43.
  3. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Общероссийский научный и научно-практический юридический журнал. – 2012. – № 10 (53).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Татаренко Дарья Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация