УДК 378

ВЛИЯНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ИТАЛИИ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье рассматривается влияние Болонского процесса на систему образования Италии. Приведена характеристика основных положений Болонской декларации, реализация которых позволит вывести европейское образование на качественно новый уровень. Дается описание системы высшего образования Италии после принятия и реализации основных целей и задач Болонской декларации.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Влияние Болонского процесса на образование в Италии // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85587 (дата обращения: 23.09.2018).

В Италии зарождение системы образования ведет свою традицию с античных древнеримских и древнегреческих философских школ. Качественно новым этапом в развитии образования в Италии и по всему миру стало принятие в Италии Болонской декларации, которая предполагает уничтожения барьеров образовательного процесса между странами и континентами.

Болонский процесс  представляет собой процесс гармонизации  и интеграции систем высшего образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования в европейских странах. Считается ярким проявлением интеграционных направленностей, которые усиленно формируются в этой части света.

Акцент в Болонской декларации сделан на следующих целях:

1) Принятие понятной и сопоставимой системы степеней в  странах Европы.

2) Система университетского обучения, состоящая из двух основных циклов (степени бакалавр, магистр)

3) Введение в образование системы кредитов.

4) Поощрение мобильности.

5) Разработка и использование сопоставимых критериев оценки качества получаемого образования.

6) Введение в систему высшего образования европейской размерности. Имеется в виду развитие всевозможных форм сотрудничества европейских университетов в области образования. [1]

Италия не входит в число мировых лидеров по части образования, однако это лучшее место для обучения тех, кого интересует музыка, искусствоведение, живопись.

Государство строго контролирует образовательный процесс. Мини-стерство образования следит за материальным содержанием школ, разрабатывает учебные программы, следит за экзаменами.

Рассмотрим некоторые ступени в Итальянской системе образования:         Средняя старшая школа в Италии является своеобразной аналогией среднему профессиональному образованию в России.

Школьникам предоставляется возможность определить образовательную программу: обычная программа, программа для поступления в вуз или обучение, совмещенное с профессиональной подготовкой.

Если ученик имеет целью дальнейшее обучение по обычной программе, то ему следует поступать в лицей. Задачей такого учебного заведения является подготовка школьника к поступлению в высшее учебное заведение.

Если ученик желает овладеть профессией, то тогда он поступает в колледж. По окончании колледжа вместе с аттестатом о среднем образовании ученик получает свидетельство о профессиональной квалификации.

Как правило, большая часть выпускников лицеев зачисляются в вуз, поэтому часто учреждения средней старшей школы не выдает своим выпускникам дипломов.

Высшее образование

В Италии хорошо развита система высшего образования, почти в каждом городе есть собственный университет.

Структура высшего образования:

Положения Болонской декларации находят свое отражение в реформе итальянского образования под названием «3 + 2», которая подразумевает разделение университетского образования на две ступени:

1. Бакалавриат

2. Магистратура

В Италии включение в общую систему европейского университетского обучения является основной задачей реформы «3+2». Другая задача этой реформы — увеличение количества  выпускников с высшим образованием, повышение уровня их подготовки и некоторая стандартизация форм и программ обучения, перечня учебных дисциплин на всей территории государства. [2]

1. Бакалавр – первая университетская степень, в Италии называется “Laurea”. Обучение на данной ступени в итальянских  университетах составляет 3-4 года, обучающийся  вправе решать, какие предметы он будет изучать и у кого, за исключением дисциплин обязательных для изучения. Лекции являются основной формой занятий, в конце семестра проходят практические занятия (семинары). [3]

Болонская система определяет построение учебного процесса в высших учебных заведениях Италии: для завершения курса по выбранному направлению с успешным результатом студент должен набрать фиксированное количество академических часов. За каждый год обучения необходимо получить 60 образовательных кредитов (1 кредит = 25 академическим часам).

Универсальная единица измерения объема образовательной программы – кредит (зачетная единица). Отражает сколько времени должен потратить студент, чтобы освоить предложенный материал, выполнить задания, прочитать дополнительную литературу, изучить интернет-ресурсы и другое. Сюда так же входит работа с преподавателем, работа студента в аудитории, самоподготовка. [4]

2.      Магистр – вторая степень, подразделяется на следующие виды:

  1. Laurea Specialistica — присваивается по завершении двухлетнего обучения, по окончанию которого нужно написать и защитить квалификационную работу.
  2. Diplomadi Specializzazionedi Primo Livello — программа для получения данной степени профессионально ориентирована и предназначена для узкоквалифицированных специалистов.
  3. Master Universitario di Primo Livello — рассчитана для выпускников бакалавриата, но отличается от европейской магистратуры. Обучение по данной программе длиться всего 1 учебный год. Данная программа позволяет получить дополнительную профессиональную квалификацию.

Степень магистра студент получает, набрав в общей сложности не менее 300 зачетных единиц (5 лет обучения).

3.      Докторантура и аспирантура  -  третья ступень образования. В Италии учёной степенью доктора наук называется Dottorato di Ricerca. Зачисляют на эти программы выпускников Laurea Specialistica. Программа длится три  года и завершается написанием и защитой научной диссертации с последующим присуждением степени учёной доктора наук.

В первый год обучения аспиранты изучают несколько общеобразовательных курсов, проводится экзамен. На втором году обучения студенты выбирают область специализации и научного руководителя, после чего посещают семинары согласно выбранной специализации. Третий год обучения они посвящают исследованиям, накоплению информации и написанию научной диссертации, представляя отчёты о результатах работы своему научному руководителю. Срок пребывания в аспирантуре рассчитан на 3 года. Завершив работу над диссертацией, соискатель должен представить её для процедуры защиты — получения положительной оценки от независимой Комиссии и последующего утверждения результатов диссертационной работы непосредственно ректором университета.

Значение кредитных единиц в образовательном процессе:

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Общая сумма кредитов за семестр для успешного завершения курса должна давать число 30. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка (“контактные часы” по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы и т.п.). Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Рекомендуется единая европейская система оценок:

А – “отлично”

В – “очень хорошо”

С – “хорошо”

D – “удовлетворительно”

Е – “посредственно”

F (FX) – “неудовлетворительно”.

Введение ECTS – Европейской системы перезачета кредитов – является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент обеспечивает прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций. [5]

Подводя итоги, можно констатировать, что Италия одна из первых стран вошедшая в Болонский процесс и реализующая его положения. В средней старшей школе учеников готовят к дальнейшему поступлению и получению профессии в стенах профессионального заведения или высшего учебного заведения, свой путь ученик выбирает сам. Системы высшего образования строиться на положениях Болонской декларации: сопоставимость степеней образования, введение в образовательный процесс кредитов (зачетных единиц).

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Борисов В. В. Болонский процесс в Европе и в России: пути реформирования высшего образования // Экономика образования. – 2011. – С. 105-112 [Электронный ресурс]  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-evrope-i-v-rossii-puti-reformirovaniya-vysshego-obrazovaniya
  2. Кислицын К. Н. Перспективы развития современного высшего образования в Европе // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 2. – С. 36-41 [Электронный ресурс]  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-sovremennogo-vysshego-obrazovaniya-v-evrope
  3. Бакалавриат в Италии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unipage.net/ru/bachelor_italy, свободный.
  4. Зачетная единица (или Кредит). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/studyspravka/credits, свободный.
  5. Качурина Т. А. Становление и развитие системы образования в Италии в конце ХХ века // Вестник РМАТ. – 2012. № 2, 3. – С. 124-126   [Электронный ресурс]  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-obrazovaniya-v-italii-v-kontse-xx-veka


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грибина Галина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация