В Италии зарождение системы образования ведет свою традицию с античных древнеримских и древнегреческих философских школ. Качественно новым этапом в развитии образования в Италии и по всему миру стало принятие в Италии Болонской декларации, которая предполагает уничтожения барьеров образовательного процесса между странами и континентами.
Болонский процесс представляет собой процесс гармонизации и интеграции систем высшего образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования в европейских странах. Считается ярким проявлением интеграционных направленностей, которые усиленно формируются в этой части света.
Акцент в Болонской декларации сделан на следующих целях:
1) Принятие понятной и сопоставимой системы степеней в странах Европы.
2) Система университетского обучения, состоящая из двух основных циклов (степени бакалавр, магистр)
3) Введение в образование системы кредитов.
4) Поощрение мобильности.
5) Разработка и использование сопоставимых критериев оценки качества получаемого образования.
6) Введение в систему высшего образования европейской размерности. Имеется в виду развитие всевозможных форм сотрудничества европейских университетов в области образования. [1]
Италия не входит в число мировых лидеров по части образования, однако это лучшее место для обучения тех, кого интересует музыка, искусствоведение, живопись.
Государство строго контролирует образовательный процесс. Мини-стерство образования следит за материальным содержанием школ, разрабатывает учебные программы, следит за экзаменами.
Рассмотрим некоторые ступени в Итальянской системе образования: Средняя старшая школа в Италии является своеобразной аналогией среднему профессиональному образованию в России.
Школьникам предоставляется возможность определить образовательную программу: обычная программа, программа для поступления в вуз или обучение, совмещенное с профессиональной подготовкой.
Если ученик имеет целью дальнейшее обучение по обычной программе, то ему следует поступать в лицей. Задачей такого учебного заведения является подготовка школьника к поступлению в высшее учебное заведение.
Если ученик желает овладеть профессией, то тогда он поступает в колледж. По окончании колледжа вместе с аттестатом о среднем образовании ученик получает свидетельство о профессиональной квалификации.
Как правило, большая часть выпускников лицеев зачисляются в вуз, поэтому часто учреждения средней старшей школы не выдает своим выпускникам дипломов.
Высшее образование
В Италии хорошо развита система высшего образования, почти в каждом городе есть собственный университет.
Структура высшего образования:
Положения Болонской декларации находят свое отражение в реформе итальянского образования под названием «3 + 2», которая подразумевает разделение университетского образования на две ступени:
1. Бакалавриат
2. Магистратура
В Италии включение в общую систему европейского университетского обучения является основной задачей реформы «3+2». Другая задача этой реформы — увеличение количества выпускников с высшим образованием, повышение уровня их подготовки и некоторая стандартизация форм и программ обучения, перечня учебных дисциплин на всей территории государства. [2]
1. Бакалавр – первая университетская степень, в Италии называется “Laurea”. Обучение на данной ступени в итальянских университетах составляет 3-4 года, обучающийся вправе решать, какие предметы он будет изучать и у кого, за исключением дисциплин обязательных для изучения. Лекции являются основной формой занятий, в конце семестра проходят практические занятия (семинары). [3]
Болонская система определяет построение учебного процесса в высших учебных заведениях Италии: для завершения курса по выбранному направлению с успешным результатом студент должен набрать фиксированное количество академических часов. За каждый год обучения необходимо получить 60 образовательных кредитов (1 кредит = 25 академическим часам).
Универсальная единица измерения объема образовательной программы – кредит (зачетная единица). Отражает сколько времени должен потратить студент, чтобы освоить предложенный материал, выполнить задания, прочитать дополнительную литературу, изучить интернет-ресурсы и другое. Сюда так же входит работа с преподавателем, работа студента в аудитории, самоподготовка. [4]
2. Магистр – вторая степень, подразделяется на следующие виды:
- Laurea Specialistica — присваивается по завершении двухлетнего обучения, по окончанию которого нужно написать и защитить квалификационную работу.
- Diplomadi Specializzazionedi Primo Livello — программа для получения данной степени профессионально ориентирована и предназначена для узкоквалифицированных специалистов.
- Master Universitario di Primo Livello — рассчитана для выпускников бакалавриата, но отличается от европейской магистратуры. Обучение по данной программе длиться всего 1 учебный год. Данная программа позволяет получить дополнительную профессиональную квалификацию.
Степень магистра студент получает, набрав в общей сложности не менее 300 зачетных единиц (5 лет обучения).
3. Докторантура и аспирантура - третья ступень образования. В Италии учёной степенью доктора наук называется Dottorato di Ricerca. Зачисляют на эти программы выпускников Laurea Specialistica. Программа длится три года и завершается написанием и защитой научной диссертации с последующим присуждением степени учёной доктора наук.
В первый год обучения аспиранты изучают несколько общеобразовательных курсов, проводится экзамен. На втором году обучения студенты выбирают область специализации и научного руководителя, после чего посещают семинары согласно выбранной специализации. Третий год обучения они посвящают исследованиям, накоплению информации и написанию научной диссертации, представляя отчёты о результатах работы своему научному руководителю. Срок пребывания в аспирантуре рассчитан на 3 года. Завершив работу над диссертацией, соискатель должен представить её для процедуры защиты — получения положительной оценки от независимой Комиссии и последующего утверждения результатов диссертационной работы непосредственно ректором университета.
Значение кредитных единиц в образовательном процессе:
Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Общая сумма кредитов за семестр для успешного завершения курса должна давать число 30. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.
При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка (“контактные часы” по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы и т.п.). Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
Рекомендуется единая европейская система оценок:
А – “отлично”
В – “очень хорошо”
С – “хорошо”
D – “удовлетворительно”
Е – “посредственно”
F (FX) – “неудовлетворительно”.
Введение ECTS – Европейской системы перезачета кредитов – является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент обеспечивает прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций. [5]
Подводя итоги, можно констатировать, что Италия одна из первых стран вошедшая в Болонский процесс и реализующая его положения. В средней старшей школе учеников готовят к дальнейшему поступлению и получению профессии в стенах профессионального заведения или высшего учебного заведения, свой путь ученик выбирает сам. Системы высшего образования строиться на положениях Болонской декларации: сопоставимость степеней образования, введение в образовательный процесс кредитов (зачетных единиц).
Библиографический список
- Борисов В. В. Болонский процесс в Европе и в России: пути реформирования высшего образования // Экономика образования. – 2011. – С. 105-112 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-evrope-i-v-rossii-puti-reformirovaniya-vysshego-obrazovaniya
- Кислицын К. Н. Перспективы развития современного высшего образования в Европе // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 2. – С. 36-41 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-sovremennogo-vysshego-obrazovaniya-v-evrope
- Бакалавриат в Италии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unipage.net/ru/bachelor_italy, свободный.
- Зачетная единица (или Кредит). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/studyspravka/credits, свободный.
- Качурина Т. А. Становление и развитие системы образования в Италии в конце ХХ века // Вестник РМАТ. – 2012. № 2, 3. – С. 124-126 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-obrazovaniya-v-italii-v-kontse-xx-veka