УДК 159.9.01

«ПАРАДОКС БЛИЗОСТИ (И ЖЕЛАНИЯ)» В СВЕТЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ЛЮБВИ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Пятилетова Людмила Владимировна1, Заболотских Мария Михайловна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории
2Уральский государственный университет путей сообщения, студент

Аннотация
Любовь, являясь отражением амбивалентной природы человека (дух – душа – тело), в полном смысле слова – вбирает в себя все противоречия и достоинства человеческого способа бытия, что находит выражение в парадоксах любви, в частности, в актуальном для текущих (западных) исследований «парадоксе близости (и желания)»: интенсивность интимности (близости) ведёт к уменьшению степени (сексуального) желания. Является ли этот парадокс универсальным для различных способов концептуализации любви или же он – продукт теоретических (философско-антропологических) допущений? Статья посвящена рассмотрению поставленных вопросов.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В., Заболотских М.М. «Парадокс близости (и желания)» в свете концептуализации любви в философской антропологии // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/01/85273 (дата обращения: 23.09.2018).

Сегодня одним из интереснейших «эмпирических сюжетов» на Западе, касающихся исследования феномена любви, является завладевший умами широкой общественности (в силу индивидуальной озабоченности каждого качеством личных отношений, что становится возможным благодаря укоренившейся в обществе и востребованной (доступной) психотерапии) «парадокс близости (желания)».

Выводы, посвящённые этому парадоксу, обобщены в книге Esther Perel «Mating in Captivity: Unlocking Erotic Intelligence» (2007). В ходе многолетних исследований известный американский психотерапевт Э. Перель установила негативную корреляцию близости и желания (в современном западном обществе), выразившуюся в «кризисе желания».

Э. Перель, проанализировав генезис и «архитектуру» (сексуального) желания, своими исследованиями продемонстрировала удручающую закономерность: то, к чему стремится «нормальный» современный человек, а именно – к эмоциональной близости в отношениях, приводит в ходе «долгосрочного» достижения желанной близости и приятия к угасанию страстного полового влечения. – Поскольку семейная пара вырастает эмоционально и интимно через череду непрерывных повторений, создающих «блоки» доверия и безопасности, желание начинает уменьшаться, в то время как эротическое влечение не является функцией эмоциональной близости, а буквально является отдельным состоянием бытия.

В дальнейшем прикладная часть её научной работы была посвящена изобретению технологий, позволяющим семейным парам заново разжечь брутальный огонь любви, повысив тем самым «эротический интеллект» (Э. Перель).

Технологии связанны с актуализацией фундаментальных компонентов романтического желания: 1. установление дистанции (например, вынужденное расставание, отъезд), 2. «разогрев» воображения («картинка» успешного, значит, желанного, партнёра), 3. освежающий «драйв» новизны (как открытие другой части «себя»)). Развитое воображение – главный стержень “эротического интеллекта”.

Эксперименты, вдохновлённые открытием Э. Перель, в области изучения парадокса близости тем не менее не иссякли, и сегодня мы имеем «реальную технологию» поддержания телесной стороны страсти в парах, основанную уже на новых эмпирических наблюдениях и экспериментально подтверждённых данных [1].

Речь идёт о «феминных» технологиях любви: отзывчивость усиливает брутальную страсть (однако эффект данной взаимосвязи сильнее проявляется у женщин).

Таким образом, кажется, удаётся, при определённых обстоятельствах, избежать парадокса близости, когда высокий уровень интимности уменьшает степень (сексуального) желания.

Однако, на наш взгляд, вопрос можно поставить по-другому: идёт ли речь о парадоксе (близости) как (эротической) ситуации, существующей в реальности, но не имеющей логического истолкования?

Упомянутые эксперименты 2016 г. убедительно продемонстрировали независимость интимных желаний от трёх «остовов» страсти, обозначенных Э. Перель – воображения, дистанции и новизны.

Само «усиление» близости (интенсификация интимности через обнажение фундаментальных характеристик любви, названных исследователями «отзывчивость», за которой, в действительности, скрывается следующая семантика: забота, понимание, искреннее соучастие в «моём» бытии, поддержка и готовность разделять и развивать отношения…) интенсифицирует телесный аспект эротических отношений.

В таком случае – о парадоксе ли идёт речь? Возможно, речь идёт о специфическом способе конструирования социальных объектов – того, о чём писал Т. Кун в «Структуре научных революций»?

Любовь – это то, что конструируется, и возможны различные концептуализации любви.

Так, необыкновенно проницательные исследования Э. Перель в области «эротического интеллекта» актуализируют концепт романтической (страстной) любви. При таком моделировании, действительно, имеет место быть «парадокс близости (и желания)».

Однако при другом способе рассмотрения феномена любви (способе, стихийно разделяемом в экспериментах 2016 г.) [2,3,4,5] этого парадокса нет [6]. И не может быть. Здесь речь будет идти, скорее, о том, как сохранить саму стихию страсти (эротической страсти, но не сексуального желания).

Любовь, являясь отражением амбивалентной природы человека (дух – душа – тело), в полном смысле слова – вбирает в себя все противоречия и достоинства человеческого способа бытия.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Birnbaum, GE, Reis, HT, Mizrahi, M., Kanat-Maymon, Y., Sass, O., & Granovski-Milner, C. Intimately connected: The importance of partner responsiveness for experiencing sexual desire [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27399250 (дата обращения: 03.12.2018).
  2. Пятилетова Л. В., Ростовцев А. К. Эротическая любовь и влюблённость как феномены человеческого бытия // ФӘн-наука. – 2012. – Т. 1. – № 9 (12). – С. 32 – 35.
  3. Пятилетова Л. В., Ростовцев А. К. Способ бытия человеческой телесности: феномен сексуальности в любовном поведении // ФӘн-наука. – 2012. – Т. 1. – № 9 (12). – С. 27 – 31.
  4. Пятилетова Л. В., Смирнягина Н. В. Философия любви: в поисках гармонии //  ФӘн-наука. – 2012. – № 8 (11). – С. 42 – 43.
  5. Пятилетова Л. В., Горяева Ю. Н. Любовь как смысл и оправдание человеческого бытия // ФӘн-наука. – 2012. – № 12 (15). – С. 41 – 43.
  6. Пятилетова Л.В. Концепт любви в психологической антропологии Эрика Эриксона: любовь как добродетель // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64401 (дата обращения: 03.01.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация