УДК 130.122

КОНЦЕПТ ЛЮБВИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ЭРИКА ЭРИКСОНА: ЛЮБОВЬ КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ

Пятилетова Людмила Владимировна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
В статье предпринята попытка философского прочтения работ американского (психологического) антрополога Эрика Эриксона, а именно – рассмотрен феномен любви с точки зрения философской антропологии: «концепт любви» Э. Эриксона до сих пор остаётся во многом непонятым (в частности, объём содержания понятия «любовь» редуцируется к понятию «романтическая любовь»). Между тем, аутентичное понимание концепции любви Эриксона возможно, на наш взгляд, именно сквозь призму «антропологической философии», что позволяет ещё на один шаг приблизиться к пониманию сущности любви как одного из основных феноменов человеческого бытия, помогающих человеку воплотить онтологическую целостность.

Ключевые слова: антропология, бытие, влюблённость, добродетель, любовь, целостность, человек, Эриксон


THE CONCEPT OF LOVE IN PSYCHOLOGICAL ANTHROPOLOGY ERICK ERICKSON: LOVE AS A VIRTUE

Pyatiletova Lyudmila Vladimirovna
Ural State University of Railway Transport
Candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History

Abstract
In article attempt of a philosophical reading of works of American ski (psychological) anthropologist Eric Ericson, namely the banded version of the phenomenon of love from the point of view of philosophical anthropology: "Koncept love" E. Erickson is still largely misunderstood (in particular, the volume content of the concept "love" is reduced to the concept of "romantic love"). Meanwhile, authentic understanding of the concept of Erikson possible, in our view, it is through the prism of "anthropologistscal philosophy" that gives one step closer to understanding the essence of love as one of the major phenomena of humanity to all life, help people to realize ontological integrity.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В. Концепт любви в психологической антропологии Эрика Эриксона: любовь как добродетель // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64401 (дата обращения: 20.11.2016).

…любовь…  – это, я уверен, преобразование любви, полученной на предъюношеском этапе жизни, в заботу, отдаваемую другим в зрелом возрасте.

Э. Эриксон

Окончательно оформившаяся к 70-м годам ХХ века психологическая антропология как уникальная область знания о «человеке определённой культуры» [1, 62], акцентируя внимание на базовых («модальных») ипостасях личности, даёт мощный теоретический и эмпирический материал для философской антропологии, рефлексирующей (в свою очередь) над «человеком вообще». Именно в этой связке – на стыке дисциплин – в данной статье предлагается рассмотреть один из основных для философской антропологии феноменов человеческого бытия [2] – феномен любви в контексте антропологии Эрика Эриксона (психологическая антропология, поздний фрейдизм, с начала 30-х гг. ХХ века) [1, с. 63].

Концепт любви американского психолога Эрика Эриксона (1902 – 1994 гг.) представляется высокопродуктивным для понимания сущности феномена любви в философско-антропологическом аспекте.

Современные философы-антропологи зачастую называют философскую антропологию «антропологической философией» [3, с. 6], чтобы снять с повестки дня вопрос о главном философско-антропологическом методе исследования: такого метода нет, есть философский подход человеку, а «этот взгляд может осуществляться с разных точек зрения, порождать разнообразные «антропологические конфигурации философии» [3, с. 6]. Способ концептуализации любви как феномена человеческого бытия в теории Э. Эриксона отвечает (в том числе) критериям философско-антропологического подхода: рассматривая человека как целостное существо, Эриксон обнаруживает универсальные (родовые) человеческие добродетели («основные», «определённые человеческие качества», которые позволяют человеку наиболее полно развить свою личность [4, с. 103, 104]), дающие возможность человеку реализовать своё подлинное (аутентичное) бытие.

В данной работе остановимся на одном принципиальном моменте, который (в буквальном смысле слова) меняет общепринятое восприятие любви в работах Эриксона.

Традиционно (в психологии) понятие любви у Э. Эриксона закреплено за определённой стадией развития личности: юность (20 – 25 лет) [5, с. 220]. Это очень важно держать в сознании: как стереотипные (возможно, уходящие корнями в «житейские») представления о феномене любви определённым образом детерминируют её понимание в работах Э. Эриксона. Исследователь же писал о другом содержании понятия, намного превосходящем распространённый штамп, специально предостерегая от подобного рода редукции: «…любовь… приписывается определённому этапу и определённому кризису в разворачивающемся цикле человеческой жизни. Разве любовь не связывает вместе каждый этап? … любовь в эволюционном и обобщающем смысле – это… преобразование любви» [4, с. 118].

Попробуем разобраться в причине смысловой подмены понятий: как концепт любви был редуцирован к понятию «романтическая любовь».

Э. Эриксон говорит о юности как ещё одном решающем этапе для формирования неких качеств, актуализирующих новые возможности личности. В описании этой стадии часто фигурирует слово «любовь».

Действительно, кажется, когда как ни в юности любовь должна обозначать себя феноменологически наиболее ярко: это благодатный этап (в любую социально-историческую эпоху) расцвета «романтической любви».

И эта тенденция в рассмотрении любви остаётся доминирующей не безосновательно: эротическая любовь является базовым видом любви [6]), и все попытки выделить универсальные признаки романтической любви увязывают наши представления о любви именно с этапом юношества. Так, по мнению антрополога Х. Харриса, атрибутами любви являются: желание психологически и физически всегда быть вместе; абсолютная идеализация возлюбленного; убеждённость в исключительности возлюбленного; постоянное присутствие объекта любви в мыслях; эмоциональная зависимость от возлюбленного; всё, что связано с возлюбленным, становится главной ценностью [7].

Эти признаки настолько яркие, настолько типичные (в изученных антропологами многочисленных культурах) (по крайней мере, в научной среде такой консенсус фиксируется), что понятия «любовь» и «романтическая любовь» сливаются в сознании исследователей (в том числе – что нас в данном случае особенно интересует) текстов Э. Эриксона. Таким образом, благодаря особенностям восприятия («идолы рода» Ф. Бэкон)) и языка («идолы рынка» (Ф. Бэкон)) («…из любого семантического поля, через более или менее длинную цепочку семантических звеньев, можно попасть в любое другое поле, так что семантическое пространство языка оказывается в этом смысле непрерывным» [8, с. 252]), концепт «проявления любви» в юности и «концепт любви» окончательно сливаются [9].

Действительно, по Эриксону, этап юности чрезвычайно важен для формирования любви, а именно – такой её «компетенции» (которая составляет «сердцевину» любви, определяя её идентичность) как способность к «истинной и взаимной психосоциальной интимности с другим человеком» [4, с. 51] – возлюбленным, что потом переходит в более «широкую компетенцию» – с любым другим человеком (друг, родитель, единомышленник, ребёнок…).

Таким образом, для актуализации любви как таковой необходима состоятельность «эротической любви»: способность к установлению по-настоящему интимных отношений. (Э. Эриксон средствами психологической антропологии интенсифицирует наши представления о внутренних (психологических) процессах нарастающего содержания любви на этапе юности.)

Однако для полноты любви как (актуализирующей «онтологию личности») добродетели этого недостаточно. Далее (на этапе зрелости) любовь инкорпорирует ещё одну сформированную добродетель – заботу как «постоянно расширяющееся участие в том, что создано любовью» [4, с. 122]. Так влюблённость (романтическая любовь) перерастает в «подлинную любовь», когда слитые воедино любовь и забота дают (при обоюдном сохранении автономного содержания) эффект «расширяющихся добродетелей»: забота о любимом перерастает в потребность в «любящей заботе» как активной жизненной позиции, транслирующей нравственный потенциал любви (именно любовь, по Эриксону, является «основой этического чувства» [4, с. 121]) (заботу как основной компонент любовного чувства выделял ещё один известный психологический антрополог,  – Э. Фромм [10]).

Таким образом, Эрик Эриксон концептуализирует любовь как нарастающую способность к любви, обретаемую в соответствующих условиях наличия определённых добродетелей (например, любовь родителей, дающая добродетель надежды) и одновременно – усилий самой личности по «выработке» собственных добродетелей (например, необходимая на юношеском этапе развития добродетель верности): любовь понимается им как  синтетическое качество, которое развивается на протяжении всей жизни – вплоть до зрелости, не ограничиваясь исключительно этапом юности, как об этом зачастую сообщается в учебных изданиях по психологии.


Библиографический список
  1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социальная антропология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. 688 с.
  2. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия [Электронный ресурс]. URL: http://mreadz.com/new/index.php?id=194524 (дата обращения: 03.02.2016).
  3. Золотухина – Аболина Е. В. Философская антропология: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Март», 2006. 240 с.
  4. Эриксон Э. Трагедия личности. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. 256 с.
  5. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер пресс, 1997. 608 с.
  6. Пятилетова Л. В., Смирнягина Н. В. Философская антропология любви Н. А. Бердяева: пол и эрос // ФӘн-наука. 2012. № 8 (11). С. 44-46.
  7. Утехин И. Как изучают любовь антропологи [Электронный ресурс]. URL: http://arzamas.academy/materials/954 (дата обращения: 05.02.2016).
  8. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. – М.: «Наука», 1974. – 366 с.
  9. Ключникова Л. В. Концепт «Проявления любви». Монография. – М., 2015. – 91 с.
  10.  Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.02.2016).


Все статьи автора «Людмила Владимировна Пятилетова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация