НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЕ

Масловская Анастасия Геннадьевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Кафедра менеджмента и маркетинга

Аннотация
В данной статье обозначена ведущая роль научного потенциала высшего учебного заведения в развитии региональной инновационной экосистемы. Обосновывается данное утверждение тем, что при трансформации национальной экономики и стремительно растущей конкуренции между странами вузы выступают в роли высокоэффективного ресурса инновационного развития экономики.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Масловская А.Г. Научный потенциал вуза в региональной инновационной экосистеме // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83242 (дата обращения: 19.03.2024).

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях становления инновационной экономики России максимально востребованной становится научная деятельность высших учебных заведений, так как в современную эпоху образование перестало быть институтом, исключительно специализирующимся в области подготовки квалифицированных кадров, ныне высшая школа принимает активнейшее участие в научно-исследовательских разработках и инновационных проектах.

Инновационная экосистема региона представляет совокупность взаимосвязанных элементов, а именно объектов инновационной деятельности, которые в процессе осуществления своей деятельности активно взаимодействуют между собой, формируя единое инновационное поле[1, с.9]. Объектами инновационной деятельности могут выступать малые инновационные предприятия, научно-исследовательские институты, технопарки, технополисы, однако по нашему мнению, инновационная экосистема должна базироваться на научном потенциале высших учебных заведений, так как университет сегодня – это площадка для проведения научных и инновационных исследований. Деятельность современных вузов в первую очередь должна быть ориентирована на практическое применение научных разработок для развития того региона, в котором он функционирует.

В широком смысле научный потенциал вуза представляет собой  совокупность наличных ресурсов науки. Наиболее подробно остановимся на интерпретации данного понятия, например, Знаменский определил научный потенциал вуза следующим образом: «Способность соответствующих организаций продуцировать новые знания в самых разных формах; при этом управление формированием, реализацией и развитием научного потенциала вузов выступает в качестве одного из ключевых объектов государственной научно-технической политики» [2]. Сычев, в свою очередь, определил научный потенциал вуза как «Способность коллектива вуза достигать  научных результатов в   соответствии   с   определенными качественными и количественными параметрами, основанная на совокупности используемых внутренних и внешних  факторов» [3].

Сегодня научный потенциал вуза выступает в роли инструмента поддержки региональной инновационной экосистемы, поскольку именно в стенах университета происходит воспроизводство квалифицированных кадров, создание новых идей, а также осуществляются научные разработки и исследования. Университеты активизируют свою научную деятельность в регионе, участвуя в совместных проектах с конструкторскими бюро, технопарками и другими научно-исследовательскими организациями, а также развивая тесное сотрудничество с региональным бизнесом.

Роль вузов связана с определенной деятельностью, которая позволяет сформировать базу региональной инновационной экосистемы за счет:

  • воспроизводства интеллектуального, научно-технического, инновационного потенциала;
  • производства инновационных услуг и продукции;
  • создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе вуза;
  • вузовской инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в стенах университета, которую также можно переориентировать на  потребности региональной инновационной экосистемы;
  • подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности в регионе и формирование необходимой инновационной культуры в бизнес-среде.

Вузы также выступают в роли гаранта развития региональной инновационной экосистемы за счет привлечения инвестиций, повышая тем самым инвестиционный рейтинг всего региона. Укрепление научного потенциала вуза максимально облегчит процесс адаптации региональной экосистемы к экономическим условиям современности, так как  высокая научная активность вуза выступает необходимым условием для его устойчивого развития [4].

Таким образом, научный потенциал вуза способен к формированию реальных предпосылок для повышения эффективности функционирования региональной инновационной экосистемы даже в условиях усиления конкуренции. Научный и инновационный потенциал вуза выступает в роли ключевого фактора, оказывающего благоприятное воздействие на активизацию процессов реформирования региональной экономики, повышения ее конкурентоспособности.


Библиографический список
  1. Анисимов, Ю.П. Роль вузов в инновационном развитии региона / Ю.П. Анисимов, С.В. Шапошникова // ИнВестРегион. – №1.–2008. – С. 8-9.
  2. Знаменский Д.Ю., Терехина Д.С. научный потенциал высшей школы: понятие, структура, методология оценки. Монография. М.: Изд-во МосГУ. 2013.
  3. Сычев   А.В.   К   вопросу   о   принципах   и   методике   оценке   эффективности использования   научного   потенциала   негосударственного   вуза   //   Вестник  университета (Государственный университет управления). 2014. №11.
  4. Масловская А.Г. Инновационная деятельность ВУЗа как высокоэффективный ресурс инновационного развития региона // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62892.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Масловская Анастасия Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация