Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях становления инновационной экономики России максимально востребованной становится научная деятельность высших учебных заведений, так как в современную эпоху образование перестало быть институтом, исключительно специализирующимся в области подготовки квалифицированных кадров, ныне высшая школа принимает активнейшее участие в научно-исследовательских разработках и инновационных проектах.
Инновационная экосистема региона представляет совокупность взаимосвязанных элементов, а именно объектов инновационной деятельности, которые в процессе осуществления своей деятельности активно взаимодействуют между собой, формируя единое инновационное поле[1, с.9]. Объектами инновационной деятельности могут выступать малые инновационные предприятия, научно-исследовательские институты, технопарки, технополисы, однако по нашему мнению, инновационная экосистема должна базироваться на научном потенциале высших учебных заведений, так как университет сегодня – это площадка для проведения научных и инновационных исследований. Деятельность современных вузов в первую очередь должна быть ориентирована на практическое применение научных разработок для развития того региона, в котором он функционирует.
В широком смысле научный потенциал вуза представляет собой совокупность наличных ресурсов науки. Наиболее подробно остановимся на интерпретации данного понятия, например, Знаменский определил научный потенциал вуза следующим образом: «Способность соответствующих организаций продуцировать новые знания в самых разных формах; при этом управление формированием, реализацией и развитием научного потенциала вузов выступает в качестве одного из ключевых объектов государственной научно-технической политики» [2]. Сычев, в свою очередь, определил научный потенциал вуза как «Способность коллектива вуза достигать научных результатов в соответствии с определенными качественными и количественными параметрами, основанная на совокупности используемых внутренних и внешних факторов» [3].
Сегодня научный потенциал вуза выступает в роли инструмента поддержки региональной инновационной экосистемы, поскольку именно в стенах университета происходит воспроизводство квалифицированных кадров, создание новых идей, а также осуществляются научные разработки и исследования. Университеты активизируют свою научную деятельность в регионе, участвуя в совместных проектах с конструкторскими бюро, технопарками и другими научно-исследовательскими организациями, а также развивая тесное сотрудничество с региональным бизнесом.
Роль вузов связана с определенной деятельностью, которая позволяет сформировать базу региональной инновационной экосистемы за счет:
- воспроизводства интеллектуального, научно-технического, инновационного потенциала;
- производства инновационных услуг и продукции;
- создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе вуза;
- вузовской инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в стенах университета, которую также можно переориентировать на потребности региональной инновационной экосистемы;
- подготовки высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности в регионе и формирование необходимой инновационной культуры в бизнес-среде.
Вузы также выступают в роли гаранта развития региональной инновационной экосистемы за счет привлечения инвестиций, повышая тем самым инвестиционный рейтинг всего региона. Укрепление научного потенциала вуза максимально облегчит процесс адаптации региональной экосистемы к экономическим условиям современности, так как высокая научная активность вуза выступает необходимым условием для его устойчивого развития [4].
Таким образом, научный потенциал вуза способен к формированию реальных предпосылок для повышения эффективности функционирования региональной инновационной экосистемы даже в условиях усиления конкуренции. Научный и инновационный потенциал вуза выступает в роли ключевого фактора, оказывающего благоприятное воздействие на активизацию процессов реформирования региональной экономики, повышения ее конкурентоспособности.
Библиографический список
- Анисимов, Ю.П. Роль вузов в инновационном развитии региона / Ю.П. Анисимов, С.В. Шапошникова // ИнВестРегион. – №1.–2008. – С. 8-9.
- Знаменский Д.Ю., Терехина Д.С. научный потенциал высшей школы: понятие, структура, методология оценки. Монография. М.: Изд-во МосГУ. 2013.
- Сычев А.В. К вопросу о принципах и методике оценке эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. №11.
- Масловская А.Г. Инновационная деятельность ВУЗа как высокоэффективный ресурс инновационного развития региона // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62892.