УДК 656.2

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Горяева Диана Николаевна1, Михайлова Алевтина Альбертовна2
1ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2ФГБОУ ВО Колледж Железнодорожного Транспорта Уральский государственный университет путей сообщения, студент

Аннотация
Среднестатистический гражданин в течение жизни так или иначе перемещается внутри социального пространства, переступая на ступень вверх или вниз, что характеризует его мобильность. В условиях географических особенностей России именно железнодорожный транспорт оказывает непосредственное влияние на социальную мобильность населения, о чем и будет данная статья.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горяева Д.Н., Михайлова А.А. Железные дороги и социальная мобильность населения // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85194 (дата обращения: 13.01.2018).

Как известно, социальное пространство достаточно обширно и разнообразно. В нем присутствуют разные общности с присущей ей системой ценностей и верований, имеющие несхожие культуры и стили жизни. Соотнесение положений индивидов может существовать по нескольким критериям: профессиональному или семейному статусу, уровню образования или степени участия в политической жизни, по национальности и религиозным верованиям, по полу или возрасту.

Все социальные перемещения одной или нескольких личностей включают в процесс мобильности. Основное определение социальной мобильности сформулировал П. Сорокин. Согласно его определению, социальная мобильность – любой переход от одной социальной позиции к другой индивида, социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности» [1].

Социальная мобильность обусловлена личностными желаниями и стремлениями, на нее влияют социально-экономические условия, что, в основном, приводит к вынужденной мобильности. Следует отметить, что социальное перемещение – это не беспрепятственный путь преодоления более или менее существенных барьеров. Даже смена места жительства человеком, предполагает некоторый период адаптации к новым условиям.

Мобильность зависит от множества факторов, и прежде всего от географических особенностей страны. В России, в отличие от компактного размещения стран Европейского союза, имеются обширные территории, а отдельные регионы по размерам превосходят многие страны Европы. Разумеется, значимость регионов оказывает влияние на движение людей между ними, и, в силу открывающихся возможностей для трудоустройства и самореализации, столичный регион является наиболее привлекательным для многих россиян. Но не все стремятся переехать в Москву.

Направление вектора потоков миграции населения внутри страны обусловлено рядом факторов и территориальная близость играет важную роль в выборе места для переезда. Однако специфика российской действительности – неразвитость межрегиональных транспортных связей, влечет сужение, для потенциальных мигрантов, мест для постоянного проживания к регионам, с которыми имеется стабильное транспортное сообщение. В этом отношении, именно от способностей железнодорожного транспорта осуществлять качественный и непрерывный процесс пассажиро-перевозки, зависит уровень для социальной мобильности населения.

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Его отличает универсальность, способность перевозить практически все виды грузов, высокая провозная и пропускная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий, регулярность, высокая скорость движения, надежность. Доказано, что рельсовый транспорт эффективнее использует пространство. Например, по железной дороге с полосой отвода шириной 9 метров можно перевозить 50 тысяч пассажиров в час в одном направлении, тогда как для транспортирования такого же числа пассажиров по автомобильной трассе требуется дорога шириной 175 метров. Кроме того, железная дорога может перевозить больше пассажиров и быстрее, чем любой другой вид транспорта. Однако комфорт и привлекательность связаны с удобством пересадок между видами транспорта. Здесь еще многое должно быть сделано. Интеграция с другими видами транспорта, особенно в плане информационного обслуживания и продажи билетов, может сделать железнодорожный транспорт более удобным. Таким образом, от качества железнодорожного сообщения также зависит плотность расселения граждан по территории Российской Федерации и мобильность трудовых ресурсов.

Безусловно, ускорителем роста пассажирских перевозок стал процесс глобализации. «Мир глобализации – это мир сетей и потоков, мир, в котором социальные отношения не ограничены территориями и не заданы сплошными физическими расстояниями на местности. Напротив, в этом мире пространственно удаленные места связываются в сети…. Современное производство рассредоточивается в пространстве и времени, организуя гибкую пространственную систему».

Именно сетевая природа социальной жизни обуславливает необходимость коммуникаций с целью непосредственного общения людей, решения жизненно важных задач в условиях личного присутствия. Эффективность таких коммуникаций достигается благодаря следующим факторам:

– минимизации времени движения, т.е. времени достижения субъектами движения объектов их целевых потребностей;

– наличию в структуре коммуникационных узлов архитектурной среды, стимулирующей новую потребительскую и творческую мотивацию жизнедеятельности, новые формы общественно-культурной жизни.

Первое достигается за счет увеличения скорости пассажирских поездов и логистической структуры транспортного узла, а второе, – за счет формирования в структуре железнодорожных вокзальных комплексов развитой системы общественного обслуживания, то есть материальной инфраструктуры для развития новых форм общественно-культурной жизни.

Сегодня заметной тенденцией развития вокзальных комплексов является перерождение из простого внешнего транспортного узла в новый тип центра социальной активности, социального обслуживания и социальных коммуникаций. Коммуникативность, как свойство, присущее социальной мобильности, выступает в данном случае основополагающим фактором данного процесса.

Этому, в свою очередь, способствует развитие прилегающих территорий, строительство новых объектов с развитой общественно-деловой функцией: офисов, гостиниц, парковок, остановок городского и междугороднего транспорта и др. Сегодня мы можем наблюдать преобразование пересадочных пунктов в малые бизнес- и торговые центры, интегрированные в окружающую городскую среду. Многочисленные общепит- и кибер-кафе, площадки для проведения выставок и деловых мероприятий, конференц-залы, молодежные и детские игровые центры, туристические компании и информационная служба, – вместе взятые, существенно усиливают обменные процессы с внешним пространством.

Также следует отметить, что в последнее время железные дороги добились улучшений в области информационного обслуживания пассажиров, в том числе средствами сети Интернет. Современные средства связи позволяют размещать центры информационного обслуживания пассажиров в районах с высокой безработицей и эксплуатировать их с низкими затратами. Ценность таких центров возрастает в периоды изменений, например, таких, как введение новых тарифов, переход на новое расписание, в случае сбоев в обслуживании, так как своевременное информирование пассажиров позволяет сохранять доверие последних и предотвращать потери объемов перевозок.

Таким образом, развитие мобильности как социально-экономического явления стимулирует расширение и усложнение транспортно- коммуникационного пространства в целях усиления циркуляции пассажирских потоков, что, в свою очередь, способствует повышению общего уровня социальной мобильности. Регионы, успешно решившие данную задачу, приобретают дополнительный импульс развития за счет привлечения инвестиций в форме сетевого капитала, что сказывается на позитивной динамике развития и региона, и его граждан в целом.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. С.297-307. Перевод А.Ю.Согомонова.
  2. СМИ об РЖД // Пресс-Центр. URL: http://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&id=8648 (дата обращения: 14.12.2017).
  3. Мобильность населения: потенциал развития или угроза стабильности // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116151 (дата обращения: 14.12.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Левченко Максим Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: