Как известно, социальное пространство достаточно обширно и разнообразно. В нем присутствуют разные общности с присущей ей системой ценностей и верований, имеющие несхожие культуры и стили жизни. Соотнесение положений индивидов может существовать по нескольким критериям: профессиональному или семейному статусу, уровню образования или степени участия в политической жизни, по национальности и религиозным верованиям, по полу или возрасту.
Все социальные перемещения одной или нескольких личностей включают в процесс мобильности. Основное определение социальной мобильности сформулировал П. Сорокин. Согласно его определению, социальная мобильность – любой переход от одной социальной позиции к другой индивида, социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности» [1].
Социальная мобильность обусловлена личностными желаниями и стремлениями, на нее влияют социально-экономические условия, что, в основном, приводит к вынужденной мобильности. Следует отметить, что социальное перемещение – это не беспрепятственный путь преодоления более или менее существенных барьеров. Даже смена места жительства человеком, предполагает некоторый период адаптации к новым условиям.
Мобильность зависит от множества факторов, и прежде всего от географических особенностей страны. В России, в отличие от компактного размещения стран Европейского союза, имеются обширные территории, а отдельные регионы по размерам превосходят многие страны Европы. Разумеется, значимость регионов оказывает влияние на движение людей между ними, и, в силу открывающихся возможностей для трудоустройства и самореализации, столичный регион является наиболее привлекательным для многих россиян. Но не все стремятся переехать в Москву.
Направление вектора потоков миграции населения внутри страны обусловлено рядом факторов и территориальная близость играет важную роль в выборе места для переезда. Однако специфика российской действительности – неразвитость межрегиональных транспортных связей, влечет сужение, для потенциальных мигрантов, мест для постоянного проживания к регионам, с которыми имеется стабильное транспортное сообщение. В этом отношении, именно от способностей железнодорожного транспорта осуществлять качественный и непрерывный процесс пассажиро-перевозки, зависит уровень для социальной мобильности населения.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Его отличает универсальность, способность перевозить практически все виды грузов, высокая провозная и пропускная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий, регулярность, высокая скорость движения, надежность. Доказано, что рельсовый транспорт эффективнее использует пространство. Например, по железной дороге с полосой отвода шириной 9 метров можно перевозить 50 тысяч пассажиров в час в одном направлении, тогда как для транспортирования такого же числа пассажиров по автомобильной трассе требуется дорога шириной 175 метров. Кроме того, железная дорога может перевозить больше пассажиров и быстрее, чем любой другой вид транспорта. Однако комфорт и привлекательность связаны с удобством пересадок между видами транспорта. Здесь еще многое должно быть сделано. Интеграция с другими видами транспорта, особенно в плане информационного обслуживания и продажи билетов, может сделать железнодорожный транспорт более удобным. Таким образом, от качества железнодорожного сообщения также зависит плотность расселения граждан по территории Российской Федерации и мобильность трудовых ресурсов.
Безусловно, ускорителем роста пассажирских перевозок стал процесс глобализации. «Мир глобализации – это мир сетей и потоков, мир, в котором социальные отношения не ограничены территориями и не заданы сплошными физическими расстояниями на местности. Напротив, в этом мире пространственно удаленные места связываются в сети…. Современное производство рассредоточивается в пространстве и времени, организуя гибкую пространственную систему».
Именно сетевая природа социальной жизни обуславливает необходимость коммуникаций с целью непосредственного общения людей, решения жизненно важных задач в условиях личного присутствия. Эффективность таких коммуникаций достигается благодаря следующим факторам:
– минимизации времени движения, т.е. времени достижения субъектами движения объектов их целевых потребностей;
– наличию в структуре коммуникационных узлов архитектурной среды, стимулирующей новую потребительскую и творческую мотивацию жизнедеятельности, новые формы общественно-культурной жизни.
Первое достигается за счет увеличения скорости пассажирских поездов и логистической структуры транспортного узла, а второе, – за счет формирования в структуре железнодорожных вокзальных комплексов развитой системы общественного обслуживания, то есть материальной инфраструктуры для развития новых форм общественно-культурной жизни.
Сегодня заметной тенденцией развития вокзальных комплексов является перерождение из простого внешнего транспортного узла в новый тип центра социальной активности, социального обслуживания и социальных коммуникаций. Коммуникативность, как свойство, присущее социальной мобильности, выступает в данном случае основополагающим фактором данного процесса.
Этому, в свою очередь, способствует развитие прилегающих территорий, строительство новых объектов с развитой общественно-деловой функцией: офисов, гостиниц, парковок, остановок городского и междугороднего транспорта и др. Сегодня мы можем наблюдать преобразование пересадочных пунктов в малые бизнес- и торговые центры, интегрированные в окружающую городскую среду. Многочисленные общепит- и кибер-кафе, площадки для проведения выставок и деловых мероприятий, конференц-залы, молодежные и детские игровые центры, туристические компании и информационная служба, – вместе взятые, существенно усиливают обменные процессы с внешним пространством.
Также следует отметить, что в последнее время железные дороги добились улучшений в области информационного обслуживания пассажиров, в том числе средствами сети Интернет. Современные средства связи позволяют размещать центры информационного обслуживания пассажиров в районах с высокой безработицей и эксплуатировать их с низкими затратами. Ценность таких центров возрастает в периоды изменений, например, таких, как введение новых тарифов, переход на новое расписание, в случае сбоев в обслуживании, так как своевременное информирование пассажиров позволяет сохранять доверие последних и предотвращать потери объемов перевозок.
Таким образом, развитие мобильности как социально-экономического явления стимулирует расширение и усложнение транспортно- коммуникационного пространства в целях усиления циркуляции пассажирских потоков, что, в свою очередь, способствует повышению общего уровня социальной мобильности. Регионы, успешно решившие данную задачу, приобретают дополнительный импульс развития за счет привлечения инвестиций в форме сетевого капитала, что сказывается на позитивной динамике развития и региона, и его граждан в целом.
Библиографический список
- Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. С.297-307. Перевод А.Ю.Согомонова.
- СМИ об РЖД // Пресс-Центр. URL: http://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&id=8648 (дата обращения: 14.12.2017).
- Мобильность населения: потенциал развития или угроза стабильности // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116151 (дата обращения: 14.12.2017).