УДК 33

КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Биндюкова Александра Павловна1, Голованова Софья Олеговна1, Домнина Анна Ивановна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
Данная статья посвящена обзору комплаенс-контроля в банке России. Проанализированы цели, функции риски комплаенс-контроля.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Биндюкова А.П., Голованова С.О., Домнина А.И., Шамина Е.М. Комплаенс-контроль в банковской сфере // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85176 (дата обращения: 11.01.2018).

На любом предприятии действуют встроенные в бизнес – процессы виды контроля технических, человеческих и административных ресурсов с целью соблюдения нормативов и требований. И чем больше усложняются эти бизнес-процессы, тем сложнее соблюдать правила. А правила, как известно, для того и нужны, чтобы их соблюдать. После проверки организации можно получить целый ряд неприятностей. Это и репутационные риски, такие как потеря доли на рынке или снижение объемов реализации, и  юридические.

В банковской сфере под термином комплаенс – контроля понимают своевременное предоставление сведений в Банк России, исключения вовлечения банковских организаций и их сотрудников в осуществлении какой-либо противозаконной деятельности [4]. Комплаенс -  набор определенных функций, которые можно разделить на обязательные и необязательные. К первым принадлежат законодательные нормы, несоблюдение которых может привести к штрафным санкциям и потере репутации, ко вторым  – распоряжения руководства и функции, реализация которых связана с ожиданиями партнеров. Проще говоря, это фундамент, на котором строится система контроля организации.

Внедрение комплаенс – системы регулируется двумя документами: Положением № 242 «Об организации управления риском в кредитных организациях» и Положением № 06-29 «О внутреннем контроле профессионального участника РЦБ».

Система комплаенс требует правильной организации процесса: потенциальные проблемы должны быть оперативно отслежены и решены в режиме реального времени.

Рисунок 1. Цели системы контроля в банках.

Функция комплаенс – контроля заключается в работе с менеджментом и сотрудниками организации с целью выявления и управления правовым риском. А главная задача – обеспечить создание в организации системы внутреннего контроля, которая адекватно измеряет и управляет рисками, с которыми сталкивается организация.

Конечно, наличие комплаенс – рисков для банка не является критическим. Они обязательно присутствуют. Важен квалифицированный анализ рисков и грамотное управление ими. В противном случае, могут возникнуть неуправляемые комплаенс – риски.

Некоторые люди путают службу внутреннего аудита комплаенс – контроля и считают, что это одно и то же. Однако, это две совершенно разные службы, которые одновременно должны существовать в банке.

«Служба внутреннего аудита осуществляет деятельность по мониторингу, проверке и объективной оценке систем внутреннего контроля, оказанию консультаций, направленных на совершенствование деятельности кредитной организации» [2].

Если банк принимает решение внедрить комплаенс-контроль рисков, то он с самого начала получает положительный имиджевый эффект, который будет особенно заметен во взаимоотношениях с иностранными партнерами. Они будут рассматривать его как равного в вопросах комплаенса [3].

Не существует универсальных комплаенс – программ. Необходимо выявить специфику конкретной организации, учёт её бизнес – модели, стратегии развития и имеющихся ресурсов.

Как отметил в своих рекомендациях Базельский комитет по банковскому надзору “Система внутреннего контроля в банках: основы организации” – комплаенс начинается с высшего руководства [1]. Такой контроль будет очень эффективным при наличии культуры корпоративного управления.

В условиях современной динамично – развивающейся финансовой среде, система комплаенса является необходимым фактором успешного функционирования банков. Внедрение системы комплаенс – контроля – это инвестирование в будущее процветание банков и всей банковской системы страны.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Compliance and the Compliance Function in banks // Basle Committee on Banking Supervision. April 2005.
  2. Из письма Института внутренних аудиторов от 25.05.2005 г. №ЦБ-6 «О внесении изменений в Положение Банка России от 16.12.2003 №242-П» (http://www.iia-ru.ru).
  3. Бортников Г. П. Комплаенс – риск (риск несоблюдения): международные стандарты и их применимость для банков в странах СНГ (http://www.iia-ru.ru/public/zar_smi/bortnikov).
  4. Малыхин Д.В. Особенности организации комплаенс – контроля в российских банках// Внутренний контроль в кредитной организации.- 2009.-№ 2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамина Екатерина Максимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: