КУЛЬТУРА ТРУДА В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ

Стульнева Евгения Константиновна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Протестантизм по праву можно назвать «религией труда»: приравниваемый к молитве как воплощающей Бога деятельности, труд ставится с ней в один ряд, помогая человеку стать Человеком – воплотить «образ и подобие Бога». Не таков образ труда в православии и католицизме, в этом отношении протестантизм противостоит им, создавая совершенно иную культуру «обращения» с Богом, культуру труда с новой этикой трудовой деятельности. Всё это обретает «плоть и кровь», будучи выражено средствами художественной деятельности, в романе Д. Дефо о протестанте-островитянине Робинзоне Крузо, в котором автор отобразил основные характеристики труда, являющегося абсолютно самодостаточной, удивительной, наполненной радостью деятельностью человека по созданию (в конечном счёте) "самого себя".

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Стульнева Е.К., Пятилетова Л.В. Культура труда в протестантизме // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85162 (дата обращения: 13.03.2024).

Протестантизм, являясь одним из течений христианства, имеет специфические особенности, которые – при пристальном внимании – во многом противопоставляют его другим направлениям христианства: православию и католицизму. Специфика эта состоит, прежде всего, в выявлении решающей роли труда для формирования человека как «образа и подобия Бога». В этом смысле протестантизм по праву может быть назван «религией труда», религией, заложившей основоположения трудовой этики и основы «новой цивилизации».

Образ труда в Новом Завете, являющемся главным документом католицизма и православия, безрадостен: труд воспринимается как наказание за совершённый Адамом акт грехопадения [1].

Протестантизм, напротив, вернувшись к Ветхому Завету, «возрождает» саму идею труда как средства для воплощения Царства Божьего на земле: труд – сродни молитве. Молясь и трудясь, человек обретает милость Господа и заслуживает рая. Работа – тоже молитва Богу. При этом, что очень важно, труд не рассматривается как наказание, наоборот, сам процесс труда является самодостаточным для человека.

Будучи рождённым в определённых условиях – в определённой среде (Британия и Германия времён индустриальной революции), протестантизм дал возможность человеку (миллионам людей, оставшихся без средств к существованию) выжить в условиях, приближенных к изгнанию Адама из рая: кода необходимо всё начинать с нуля и искать опору в только в себе.

Индивидуальная («напрямую») психологическая связь с Богом, новые способы ведения хозяйствования (индивидуальное предпринимательство), этика трудовой деятельности – всё это культурные достижения протестантизма, которые прочно вошли в обиход современной культуры [2].

Художественное воплощение образа протестанта (и основоположений протестантизма) мы находим в известном произведении Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», которая стала настольной книгой для многих поколений людей.

Труд в романе предстаёт как в «привычном», так и в совершенно необычном для (особенно) современного читателя образе.

Перечислим, согласно предложенной логике (от привычного – к непривычному), основные характеристики труда (протестанта-островитянина Робинзона Крузо):

  1. это средство для выживания («Против нашествия этих врагов было лишь одно средство: огородить всё поле плетнём. Я таки сделал. Но эта работа была очень тяжела, главным образом потому, что надо было спешить, так как враги нещадно истребляли колосья… Что было делать? Как избавиться от этой новой напасти? Ничего придумать я не мог, но твёрдо решил во что бы то ни стало отстоять свой хлеб, хотя бы мне пришлось караулить его круглые сутки…» [3]; «Теперь моя крепость была окружена двумя стенами. Но на этом мои труды не кончились. Всю площадь за наружной стеной я засадил теми же деревьями, что были похожи на иву. Они так хорошо принялись и росли с необычайной быстротой. Я думаю, что посадил их не меньше двадцати тысяч штук… Вот сколько тяжёлой работы взвалил я себе на плечи потому лишь, что мне померещилось, будто мне угрожает опасность» [3]; «Вы можете отлично прожить здесь, если будете упорно трудиться» [3]);
  2. это испытание и преодоление («В тропических странах дожди, как известно, бывают чрезвычайно обильны и в определённое время года льют без перерыва много дней. Чтобы предохранить себя от сырости, я сделал двойную палатку, то есть сначала поставил одну палатку, поменьше, а над нею – другую, побольше. Наружную палатку я накрыл брезентом, захваченным мною на корабле вместе с парусами… Заделав ограду, я принялся копать пещеру, углубляя естественную впадину в горе. Пещера приходилась как раз за палаткой и служила мне погребом. Выкопанные камни я уносил через палатку во дворик и складывал у ограды с внутренней стороны. Туда же ссыпал я и землю, так что почва во дворике поднялась фута на полтора. Немало времени отняли у меня эти работы. Впрочем, в ту пору меня занимали многие другие дела…» [3]);
  3. проявление волевых качеств личности («Я показал им, с какими неимоверными трудностями я вытёсывал каждую доску из цельного древесного ствола… Всякому ясно, сколько тяжёлого труда вложено в эту работу» [3]);
  4. лекарство от отчаяния («С этих-то пор я и начал вести свой дневник, записывая всё, что я сделал в течение дня. Первое время мне было не до записей: я был слишком завален работой; к тому же меня удручали тогда такие мрачные мысли, что я боялся, как бы они не отразились в моём дневнике. Но теперь, когда мне наконец удалось совладать со своей тоской, когда, перестав баюкать себя бесплодными мечтами и надеждами, я занялся устройством своего жилья, привёл в порядок своё домашнее хозяйство, смастерил себе стол и стул, вообще устроился по возможности удобно и уютно, я принялся за дневник…» [3]);
  5. это творчество («Все утро 22-го я думал о том, как осуществить мой план. Главное затруднение заключалось в недостатке инструментов. У меня было три больших топора и множество маленьких (мы везли их для меновой торговли), но все они давно уже зазубрились и притупились, так как мне постоянно приходилось рубить очень твёрдые суковатые деревья. Правда, у меня было точило, но одному человеку с этим точилом нельзя было справиться, так как нужно было кому-нибудь приводить камень в движение. Я думаю, ни один государственный муж, ломая голову над важным политическим вопросом, не тратил столько умственных сил, сколько потратил я, размышляя над великой задачей: как вертеть моё точило без участия рук. В конце концов я смастерил такое колесо, которое при помощи ремня приводилось в движение ногой и вращало точильный камень, оставляя свободными обе руки. Над этим приспособлением я провозился целую неделю. Примечание. До тех пор я никогда не видал точила с ножным приводом, а если и видел, то не рассматривал, как оно устроено; но впоследствии я убедился, что в Англии такие точила очень распространены, только там точильный камень обыкновенно бывает поменьше, чем был у меня: мой был очень велик и тяжёл…» [3]);
  6. область эксперимента («Крупные изделия из глины вышли у меня неудачными. Гораздо лучше удавалась мне выделка мелкой посуды: маленьких круглых горшочков, тарелок, кувшинчиков, кружек, чашек и тому подобных вещей. Мелкие вещи легче лепить; кроме того, они ровнее обжигались на солнце и потому были более прочными. Но всё же моя главная задача оставалась невыполненной. Мне нужна была такая посуда, в которой можно было бы стряпать: она должна была выдерживать огонь и не пропускать воду, а для этого сделанные мною горшки не годились. Но вот я как-то развёл большой огонь, чтобы испечь на угольях мясо. Когда оно испеклось, я хотел загасить уголья и нашёл между ними случайно попавший в огонь черепок от разбившегося глиняного кувшина. Черепок раскалился, стал красен, как черепица, и затвердел, как камень. Я был приятно удивлён этим открытием…» [3]);
  7. сфера удивительного («удивительно, что почти никто не задумывался над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба…» [3]);
  8. это радость («Я думаю, ни один человек в мире не испытывал такой радости по столь ничтожному поводу, какую испытал я, когда убедился, что мне удалось изготовить горшки, которые не боятся ни воды, ни огня…» [3]; «Приятно мне было отведать свежеиспечённого хлеба! Мне казалось, что я никогда в жизни не едал такого дивного лакомства…» [3]; «Я был в восторге от своего произведения: никогда в жизни не видал я такой большой лодки из цельного дерева. Зато и дорого же она мне обошлась. Сколько раз пришлось мне, изнемогая от усталости, ударять по этому дереву топором!» [3];
  9. средство воспитания, создания Человека как «образа и подобия Бога» («как только ко мне вернулись здоровье и силы, я стал энергично работать над восполнением того, чего мне не хватало, и старался делать свою жизнь как можно более правильной» [3]; «на первом месте стояли религиозные обязанности и чтение Священного Писания. Им я неизменно отводил известное время три раза в день. Вторым из ежедневных моих дел была охота… часа по три каждое утро… Третьим делом была сортировка, сушка и приготовление убитой или пойманной дичи…» [3]; «человеку, постигшему истину, избавление от греха приносит больше счастья, чем от страданий. Об избавлении… я больше не молился, я даже не думал о нём: таким пустяком стало оно мне казаться…» [3]);
  10. способ занять достойное положение в обществе честным трудом («Это не в моей власти, — отвечал капитан. — Теперь ваша судьба зависит от начальника острова. Вы думали, что высадили нас на пустынный, необитаемый берег, но вы ошиблись: на этом острове много людей и управляет ими великодушный, благородный начальник. По своему милосердию, он помиловал вас и, вероятно, отправит в Англию, где с вами будет поступлено по закону… [3]).

Библиографический список
  1. Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Место и роль религии в социальной жизни // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21018 (дата обращения: 17.12.2017).
  2. Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Основной вопрос философии в аспекте влияния культуры на экономику // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22092 (дата обращения: 17.12.2017).
  3. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо [Электронный ресурс]. URL: http://rubook.org/book.php?book=72997&page=37 (дата обращения: 16.12.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация