Научный руководитель: Черемушникова Татьяна Викторовна
Оренбургский государственный университет
к.э.н., старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Одной из главных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном состоянии, в том числе и в процессе ликвидации хозяйствующего субъекта [1].
Под ликвидацией организации понимается процедура, в результате которой прекращаются все ее права и обязанности, без перехода в порядке правопреемства к другим лицам. После того как юридическое лицо было ликвидировано ни один из кредиторов не может потребовать удовлетворения каких-либо обязательств [4, ст. 61 ГК РФ].
В Гражданском законодательстве прописано два основания, при которых юридическое лицо может быть ликвидировано:
– по добровольному решению его учредителей (участников), или же органа юридического лица согласно учредительным документам;
– по результатам решения суда, то есть в принудительном порядке, если при образовании организации имели место существенные нарушения закона (в случае, если они содержат в себе неустранимый характер), если ведется деятельность без соответствующего разрешения (лицензии), либо запрещена законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо сопровождается иными частыми и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также, если юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом) [4, ст. 61 К РФ].
Учредителям (участникам) или соответствующему органу, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, следует в незамедлительном порядке уведомить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) данных о нахождении юридического лица на стадии ликвидации [4, cт. 63 ГК РФ].
Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” при рассмотрении дела о банкротстве организации имеют место следующие процедуры:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение [2].
Процедуры ликвидации юридического лица осуществляются на протяжении достаточно длительного времени, в течение которого организация должна вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность с учетом временных ограничений, установленных для каждой процедуры.
Специфика бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица достаточно существенно отличается от бухгалтерского учета в условиях продолжения деятельности и выражается в следующем:
1) достоверной оценкой активов и обязательств признается оценка по чистой продажной (ликвидационной) стоимости, при этом принцип оценки по исторической стоимости игнорируется;
2) начисление амортизации долгосрочных активов, определение доходов и расходов будущих периодов теряют смысл при ликвидации юридического лица, поэтому перед составлением ликвидационного баланса регулирующие и бюджетно-распределительные счета закрываются;
3) cтановится актуальной классификация активов юридического лица в зависимости от срока возможной продажи. Кроме того обязательства организации в условиях ее ликвидации группируются в зависимости от очередности их погашения, которая устанавливается законодательством РФ;
4) изменяется значение отчета о финансовых результатах, который характеризует в условиях прекращения деятельности результат оценки активов и обязательств по цене возможной продажи;
5) возрастает значение и роль отчета о движении денежных средств, в котором наглядно представляется процедура прекращения деятельности организации [7, с. 286].
При ликвидации организации в соответствии с условиями гражданского законодательства необходимо составление промежуточного и заключительного ликвидационного баланса, статьи которых формируются по данным полной инвентаризации активов и обязательств, проведение которой при данных обстоятельствах является обязательным.
Процесс ликвидации непосредственно находит свое отражение при осуществлении конкурсного производства и включает этапы, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы ликвидации юридического лица
Первый этап связан с принятием решения участниками (учредителями, акционерами) о ликвидации организации. Необходимые сведения о ликвидации юридического лица и составе ликвидационной комиссии отражаются в протоколе собрания.
Ликвидационная комиссия является особым (чрезвычайным) органом при процедуре ликвидации предприятия-банкрота, с момента ее назначения она получает соответствующие полномочия по управлению всеми делами юридического лица, также комиссия выступает от его имени на суде, в том числе и как ответчик [4, cт. 63 ГК РФ].
На втором этапе осуществляется уведомление в орган регистрации и фонды о принятии решения о ликвидации экономического субъекта.
После того, как было принято решение о ликвидации, юридическому лицу необходимо в течение трех дней в обязательном порядке подать уведомления в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации), которые заполняются по формам Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» и Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора или конкурсного управляющего». Подписи, представленные в обеих формах, должны быть нотариально заверены.
Кроме уведомлений в инспекцию федеральной налоговой службы, также следует предоставить протокол собрания или решение по вопросу ликвидации и назначении ликвидационной комиссии в 2х экземплярах.
После того как регистрирующий орган получает необходимые документы, он вносит в ЕГРЮЛ сообщение о нахождении юридического лица в процессе ликвидации. На данном этапе не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов предприятия-банкрота, а также государственная регистрация вновь возникших организаций – полных или частичных правопреемников ликвидируемого предприятия.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, должно в письменной форме сообщить в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале данной процедуры в течение трех дней после принятия такого решения [3, ст. 28].
Третий этап представляет собой публикацию уведомления о ликвидации в средствах массовой информации. Ликвидируемая организация должна оповестить контрагентов о начале процедуры ликвидации путем публикации сообщения об этом в журнале «Вестник государственной регистрации» [5, с. 113].
Сообщение о начале процесса ликвидации должно содержать в себе сведения о сроках подачи кредиторами всех своих требований; полное наименование ликвидируемого юридического лица; его ОГРН, ИНН, КПП, адрес; сведения об органе, который принял решение о ликвидации; порядок, адрес и телефон для принятия заявления требований кредиторов.
Также на данном этапе ликвидационная комиссия осуществляет поиск кредиторов ликвидируемого юридического лица и отправляет выявленным кредиторам сообщение в письменной форме о ликвидации организации.
Четвертым этапом является формирование промежуточного ликвидационного баланса. Спустя два месяца с момента опубликования информации о ликвидации формируется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, а затем согласовывается с регистрирующим органом.
Промежуточный ликвидационный баланс формируется после того, как истечет установленный срок для предъявления кредиторами требований к хозяйствующему субъекту. Данный баланс в своем содержании отражает информацию о составе активов предприятия и источников их формирования, стоимости всего имущества, которым оно обладает, дебиторской и кредиторской задолженностях. Вариант промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемой организации представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Пример промежуточного ликвидационного баланса организации-банкрота [6, с. 165]
АКТИВ |
ПАССИВ |
||
Наименование статей |
Сумма |
Наименование статей |
Сумма |
I. Конкурсная(ликвидационная масса) |
|
III. Обязательства |
|
Денежные средства | Внеочередные иски | ||
Краткосрочные финансовые вложения | Кредиторы первой очереди | ||
Дебиторская задолженность | Кредиторы второй очереди | ||
Готовая продукция | Кредиторы, обеспеченные залогом имущества | ||
Сырье и материалы | Кредиторы, необеспеченные залогом имущества | ||
Долгосрочные финансовые вложения | Требования в части финансовых санкций | ||
Незавершенное строительство | Прочие кредиторы | ||
Основные средства | Незаявленные требования | ||
II. Исключения из конкурсной массы |
|
IV. Капитал |
|
Судебные расходы | Капитал организации | ||
Прочие расходы на ликвидацию | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) до признания организации банкротом | ||
Нематериальные активы | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), полученная после признания организации банкротом | ||
БАЛАНС |
|
БАЛАНС |
Активом промежуточного ликвидационного баланса выступает конкурсная (ликвидационная) масса, с помощью которой будет происходить погашение всех обязательств предприятия, а также исключения из конкурсной массы, включающие в свой состав расходы, связанные с судебными разбирательствами, расходы на ликвидацию хозяйствующего субъекта и нематериальные активы.
Вторая часть промежуточного ликвидационного баланса – пассив представляет собой требования кредиторов, расположенные в порядке очереди их удовлетворения. Дискуссионным вопросом является проблема выбора стоимости имущества, по которой его нужно отображать в данном балансе. Применение сведений бухгалтерского учета о стоимости имущества организации-должника не дает возможности реально определить величину денежных средств, которые будут получены в процессе его продажи, а также размер удовлетворения требований кредиторов. Поэтому наиболее оптимальным будет оценивать имущество предприятия по возможной цене реализации.
Пассив промежуточного ликвидационного баланса состоит из обязательств, которые возникли у организации до признания ее банкротом, а также задолженности, которая начислена, но не оплачена по проведению конкурсного производства. Задолженность, которая не оплачена, оплачивается в первую очередь и является текущей задолженностью по отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, по оплате труда, сторонним организациям. Отличием пассива промежуточного ликвидационного баланса является отсутствие разделения обязательств на долгосрочные и краткосрочные, так как с начала проведения конкурсного производства срок осуществления всех обязательств рассматривается как наступивший.
Вертикальные взаимосвязи статей актива непосредственно влияют на расположение статей пассива промежуточного ликвидационного баланса. В этой ситуации в процессе образования статей пассива наиболее разумно отталкиваться от порядка очередности погашения задолженностей имеющимся у организации в наличии имуществом [6, с. 165].
Капитал предприятия-банкрота выступает остаточным интересом собственников, погашение которого должно наступить после полного погашения всех требований кредиторов в третьем разделе баланса. Так, в соответствии со ст. 63 ГК РФ имущество, которое осталось у организации-банкрота, после погашения всех задолженностей передается ее учредителям. Вследствие этого наиболее правильным будет формирование уставного капитала в промежуточном ликвидационном балансе в фактически оплаченной величине и с учетом аннулированных собственных акций (долей), которые были выкуплены предприятием.
Непокрытый убыток в этом балансе представляет собой балансирующую статью, но при этом следует отделить убыток, который образовался до открытия процедуры банкротства, от убытка, который был получен в процессе конкурсного производства.
Согласование данного баланса производится органом регистрации, который проставляет на оригинале промежуточного ликвидационного баланса определенный штамп о согласовании, где указывается наименование регистрирующего органа и даты согласования, и ставится подпись должностного лица, являющимся ответственным за оформление процедуры ликвидации предприятий, а также печать данного регистрирующего органа.
После того, как произошло согласование промежуточного ликвидационного баланса в органе регистрации, он предоставляется в налоговый орган для целей проверки.
Пятый этап представляет собой удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности.
После составления промежуточного ликвидационного баланса, происходит продажа имущества юридического лица, которое входит в состав конкурсной массы. По полученным суммам, в результате продажи, производится расчет с кредиторами в соответствующей очередности.
Порядок отражения требований кредиторов в бухгалтерском учете в зависимости от их очередности представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Порядок отражения требований кредиторов в бухгалтерском учете в зависимости от их очередности
Очередность удовлетворения требований кредиторов |
Бухгалтерские записи |
Первая очередь – удовлетворение требований кредиторов, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих платежей | Дебет 69 Кредит 51 – начислены обязательные платежи в фонд социального страхования за причинение вреда жизни или здоровью |
Вторая очередь – расчет с лицами, которые работают по трудовому договору или контракту, по выплате пособий и оплаты труда, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам
|
Дебет 70 Кредит 50 – выдана ранее начисленная заработная плата и выходные пособия увольняющимся работникам по трудовым договорам, контрактам, а также выплачены авторские награждения, по причине ликвидации юридического лица;
Дебет 70 Кредит 68 – удержан налог на доходы физических лиц с сумм заработной платы и авторских вознаграждений, которые были начислены увольняющимся работникам по причине ликвидации юридического лица; Дебет 20 Кредит 69 – начислены социальные взносы с заработной платы лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту |
Третья очередь – удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, которые обеспеченны залогом имущества ликвидируемого юридического лица | Дебет счета 60 (76) Кредит счета 50 (51) – удовлетворены требования кредиторов, которые были ранее обеспеченны залогом имущества ликвидируемого юридического лица |
Четвертая очередь – погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды | Дебет счета 68 Кредит счета 51 – произведено погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды |
Пятая очередь – расчеты с иными кредиторами согласно закону | Дебет счета 60 (76) кредит счета 50 (51) – произведены расчеты с другими кредиторами при ликвидации предприятия |
Если у ликвидируемой организации не достаточно денежных средств для осуществления расчетов с кредиторами, то назначенная ликвидационная комиссия производит продажу имущества юридического лица с публичных торгов. В первую очередь осуществляется реализация имущества, не участвующего в процессе производства (к примеру, ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д.). Потом происходит продажа готовой продукции, недвижимости, сырья, материалов и основных средств [2].
Шестой этап связан с составлением и утверждением заключительного ликвидационного баланса. Согласно ГК РФ после осуществления расчетов со всеми кредиторами ликвидационной комиссии следует составить заключительный ликвидационный баланс [4, п.5 ст.63 ГК РФ].
Целью формирования заключительного ликвидационного баланса является отражение убытков, понесенных собственниками и кредиторами организации, а также итоги изменений, которые произошли в составе имущества и источниках его образования с начала составления промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс показывает информацию об итогах проведения конкурсного производства, о результатах процедуры по взысканию и реализации имущества и погашению долгов предприятия, о суммах непокрытых требований [6, с. 169]. Вариант заключительного ликвидационного баланса представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Пример заключительного ликвидационный баланса предприятия-банкрота [6, с. 171]
АКТИВ |
ПАССИВ |
||
Наименование статей |
Сумма |
Наименование статей |
Сумма |
I. Конкурсная (ликвидационная масса) |
III. Обязательства |
||
Непогашенные требования | |||
IV.Капитал |
|||
Капитал организации | |||
Непокрытый убыток | |||
БАЛАНС |
|
БАЛАНС |
Заключительный ликвидационный баланс отображает активы, которые остались у ликвидируемой организации после завершения всех расчетных операций, то есть то имущество, которое ликвидационной комиссии следует передать учредителям предприятия-банкрота. Итог актива ликвидационного баланса должен быть равен нулю на конец отчетного периода. До формирования заключительного ликвидационного баланса все имущество должно быть продано или же утилизировано, а также должно произойти взыскание дебиторской задолженности. По окончании всех выплат в активе баланса никакого имущества не должно остаться.
В пассивной части заключительного ликвидационного баланса находят свое отражение непокрытые убытки предприятия-банкрота, образовавшиеся как до, так и после начала процесса конкурсного производства. Также в пассиве отображается задолженность, которую нельзя погасить из-за недостатка имущества у организации-должника, в размере, оцененным конкурсным управляющим, на тех же счетах, на которых она была отражена в промежуточном ликвидационном балансе. Итог пассива заключительного ликвидационного баланса на момент ликвидации организации-банкрота также должен равняться нулю, как и актив баланса.
Утверждение данного баланса осуществляется учредителями (участниками) или органом, который принял решение о ликвидации организации, а затем он подается в налоговый орган для заключительной ликвидации.
Седьмой этап включает расчеты с учредителями. После того, как составлен заключительный ликвидационный баланс, имущество, оставшееся у юридического лица по осуществлению всех расчетов с кредиторами, распределяется между его учредителями [4, ст. 7 ГК РФ].
Перед тем как распределять имущество между учредителями, следует в первую очередь определить общую величину капитала, подлежащую распределению. Для этого нужно произвести расчет размера чистых активов и сопоставить их с уставным капиталом. Если величина уставный капитал является меньше величины чистых активов, то условный уставный капитал необходимо довести до величины чистых активов за счет стоимости имущества, оставшегося у организации-банкрота.
Имущество, которое осталось у организации после погашения всех обязательств, подлежит распределению между участниками пропорционально их доле в уставном капитале предприятия.
Основанием для распределения является акт, подписанный всеми участниками предприятия, где содержатся сведения о том, что передается и кому.
Основные типовые проводки по расчетам с учредителями в процессе ликвидации предприятия представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Бухгалтерские проводки по расчетам с учредителями при ликвидации организации
Содержание хозяйственной операции |
Дебет |
Кредит |
Зачислены в уставный капитал средства, оставшиеся после погашения обязательств |
84 |
80 |
Распределено имущество в сумме, соответствующей сумме нераспределенной прибыли |
84 |
75 |
Распределено имущество на сумму остатка резервного капитала, присоединенного к уставному капиталу |
82 |
80 |
Распределено имущество на сумму остатка добавочного капитала, присоединенного к уставному капиталу |
83 |
80 |
Распределено имущество, которое осталось после покрытия всех обязательств, между участниками (учредителями) |
80 |
75 |
Выдано учредителям принадлежащее им имущество (денежные средства, основные средства, материалы и др.) |
75 |
50, 51, 01, 10 |
Направлены средства на покрытие убытков за счет уставного капитала (при недостаточности у ликвидируемого предприятия имущества и других ликвидных активов) |
80 |
84 |
Восьмой этап – закрытие счетов в банках. Процесс закрытия счетов представляет собой подачу соответствующего уведомления в банк. Данное уведомление о закрытии счета, а также сообщение банка о закрытии счета юридического лица следует передать в налоговую инспекцию, пенсионный фонд и фонд социального страхования.
На девятом этапе происходит государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Окончательное завершение существования юридического лица происходит после отражения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого следует предоставить в налоговую инспекцию следующие документы: заявление по форме Р1600, ликвидационный баланс, протокол об утверждении ликвидационного баланса, справку из ПФР об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов, а также платежное поручение об уплате государственной пошлины [5, с. 115]..
Не позднее, чем через 5 дней с момента предоставления данных документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство, которое несет в себе сведения об окончательном прекращении деятельности организации.
Десятым этапом является снятие с учета во внебюджетных фондах. Для этого в фонд предоставляются следующие документы: заявление в произвольной форме, копия протокола о ликвидации, нотариально заверенная копия свидетельства о прекращении деятельности, нотариально заверенная копия уведомления о снятии юридического лица с налогового учета, страховое свидетельство (для ФСС).
Последним этапом в процедуре ликвидации юридического лица является уничтожение печати и сдача документов в архив.
При соблюдении всех необходимых требований средний срок ликвидации составляет около шести месяцев. Ошибки на каком-либо из этапов могут привести к увеличению сроков ликвидации, а также наложение штрафов за пропуск установленных законом сроков.
Таким образом, ликвидация предприятия – это длительный и сложный процесс, который проходит несколько последовательных этапов, взаимосвязанных между собой, и характеризуется рядом отличительных особенностей при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Обязательным при ликвидации юридического лица является составление ликвидационного баланса (промежуточного и заключительного), главной задачей которого выступает защита прав кредиторов и сбор объективных данных об имуществе и обязательствах организации.
Библиографический список
- О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2017.
- О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2017.
- О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2017.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть I, от 30.11.1994 № 51–ФЗ. // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2017.
- Кислов Д.В. Ликвидация предприятия: Что должен знать бухгалтер? // Бухгалтерский учет. 2010 № 2. С. 112-116.
- Кутер М.И. Бухгалтерский учёт в условиях несостоятельности [Электронный ресурс]: учебное электронное издание : учеб. пособие / М.И. Кутер, Р.А. Тхагапсо. – 2-е изд.стер. – Майкоп : ЭлИТ, 2016.
- Туякова, З.С. Стоимостная оценка капитала и его кругооборота в бухгалтерском учете: теория, методология и практика / З.С. Туякова – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 367 с.