ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПРАВОВЫЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ АСПЕКТЫ

Зыкова Анна Вячеславовна1, Тюрева Кристина Сергеевна1, Черемушникова Татьяна Викторовна1
1Оренбургский государственный университет, студентка 3 курса кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Аннотация
В современной экономике особый интерес представляют изменения в деятельности предприятия, вызванные его ликвидацией, так как возникают трудности в получении качественной информации заинтересованными пользователями. Актуальность статьи заключается в том, что она содержит необходимые данные об основных этапах процесса ликвидации юридического лица, а также как происходит отражение этих этапов в бухгалтерском учете.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зыкова А.В., Тюрева К.С., Черемушникова Т.В. Процедура ликвидации юридического лица: правовые и бухгалтерские аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/82747 (дата обращения: 19.04.2024).

Научный руководитель: Черемушникова Татьяна Викторовна

Оренбургский государственный университет

 к.э.н., старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Одной из главных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном состоянии, в том числе и в процессе ликвидации хозяйствующего субъекта [1].

Под ликвидацией организации понимается процедура, в результате которой прекращаются все ее права и обязанности, без  перехода в порядке правопреемства к другим лицам. После того как юридическое лицо было ликвидировано ни один из кредиторов не может потребовать удовлетворения каких-либо обязательств [4, ст. 61 ГК РФ].

В Гражданском законодательстве прописано два основания, при которых юридическое лицо может быть ликвидировано:

– по добровольному решению его учредителей (участников), или же органа юридического лица согласно учредительным документам;

–  по результатам решения суда, то есть в принудительном порядке, если при образовании организации имели место существенные нарушения закона (в случае, если  они содержат в себе неустранимый характер),  если ведется деятельность без соответствующего разрешения (лицензии), либо запрещена законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо сопровождается иными частыми и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также, если юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом) [4, ст. 61  К РФ].

Учредителям (участникам) или  соответствующему органу, которые приняли  решение о ликвидации юридического лица, следует в незамедлительном порядке уведомить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) данных о нахождении юридического лица на стадии ликвидации [4, cт. 63 ГК РФ].

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” при рассмотрении дела о банкротстве организации имеют место следующие процедуры:

  1. наблюдение;
  2. финансовое оздоровление;
  3. внешнее управление;
  4. конкурсное производство;
  5. мировое соглашение [2].

Процедуры ликвидации юридического лица осуществляются на протяжении достаточно длительного времени, в течение которого организация должна вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность с учетом временных ограничений, установленных для каждой процедуры.

Специфика бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица достаточно существенно отличается от бухгалтерского учета в условиях продолжения деятельности и выражается в следующем:

1) достоверной оценкой активов и обязательств признается оценка по чистой продажной (ликвидационной) стоимости, при этом  принцип оценки по исторической стоимости игнорируется;

2) начисление амортизации долгосрочных активов, определение доходов и расходов будущих периодов теряют смысл при ликвидации юридического лица, поэтому перед составлением ликвидационного баланса регулирующие и бюджетно-распределительные счета закрываются;

3) cтановится актуальной классификация активов юридического лица в зависимости от срока возможной продажи. Кроме того обязательства организации в условиях ее ликвидации  группируются в зависимости от очередности их погашения, которая устанавливается законодательством РФ;

4) изменяется значение отчета о финансовых результатах, который характеризует в условиях прекращения деятельности результат оценки активов и обязательств по цене возможной продажи;

5) возрастает значение и роль отчета о движении денежных средств,  в котором наглядно представляется процедура прекращения деятельности организации [7,  с. 286].

При ликвидации организации в соответствии с условиями гражданского законодательства необходимо составление промежуточного и заключительного ликвидационного баланса, статьи которых формируются по данным полной инвентаризации активов и обязательств, проведение которой при данных обстоятельствах является обязательным.

Процесс ликвидации непосредственно находит свое отражение при осуществлении  конкурсного производства и включает этапы, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Этапы ликвидации юридического лица

Первый этап  связан с принятием решения участниками (учредителями, акционерами) о ликвидации организации. Необходимые сведения о ликвидации юридического лица и составе ликвидационной комиссии отражаются в  протоколе собрания.

Ликвидационная комиссия является особым (чрезвычайным) органом при процедуре ликвидации  предприятия-банкрота, с момента ее назначения она получает соответствующие полномочия по управлению всеми делами юридического лица, также комиссия выступает от его имени на суде, в том числе и как ответчик [4, cт. 63 ГК РФ].

На втором этапе осуществляется уведомление в орган регистрации и фонды о принятии решения о ликвидации экономического субъекта.

После того, как было принято решение о ликвидации, юридическому лицу необходимо в течение трех дней в обязательном порядке  подать уведомления в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации), которые заполняются по формам Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» и Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора или конкурсного управляющего». Подписи, представленные в обеих формах, должны быть нотариально заверены.

Кроме уведомлений в инспекцию федеральной налоговой службы, также следует предоставить протокол собрания или решение по вопросу ликвидации и назначении ликвидационной комиссии в 2х экземплярах.

После того как регистрирующий орган получает необходимые документы, он вносит в ЕГРЮЛ сообщение о нахождении юридического лица в процессе ликвидации. На данном этапе не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов предприятия-банкрота, а также государственная регистрация вновь возникших организаций – полных или частичных правопреемников ликвидируемого предприятия.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, должно в письменной форме сообщить в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале данной процедуры в течение трех дней после принятия такого решения [3, ст. 28].

Третий этап представляет собой  публикацию уведомления о ликвидации в средствах массовой информации. Ликвидируемая организация должна оповестить контрагентов о начале процедуры ликвидации путем публикации сообщения об этом в журнале «Вестник государственной регистрации» [5, с. 113].

Сообщение о начале процесса ликвидации должно содержать в себе сведения о сроках подачи кредиторами всех своих требований; полное наименование ликвидируемого юридического лица; его ОГРН, ИНН, КПП, адрес; сведения об органе, который принял решение о ликвидации; порядок, адрес и телефон для принятия заявления требований кредиторов.

Также на данном этапе ликвидационная комиссия осуществляет поиск  кредиторов ликвидируемого юридического лица и отправляет выявленным кредиторам сообщение в письменной форме о ликвидации организации.

Четвертым этапом является формирование промежуточного ликвидационного баланса. Спустя два месяца с момента опубликования информации о ликвидации формируется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, а затем согласовывается с регистрирующим органом.

Промежуточный ликвидационный баланс формируется после того, как истечет установленный срок для предъявления кредиторами требований к хозяйствующему субъекту. Данный баланс в своем содержании отражает информацию о составе активов предприятия и источников их формирования, стоимости всего имущества, которым оно обладает, дебиторской и кредиторской задолженностях. Вариант промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемой организации представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Пример промежуточного ликвидационного баланса организации-банкрота [6, с. 165]

АКТИВ

ПАССИВ

Наименование статей

Сумма

Наименование статей

Сумма

I. Конкурсная(ликвидационная масса)

III. Обязательства

 
Денежные средства   Внеочередные иски  
Краткосрочные финансовые вложения   Кредиторы первой очереди  
Дебиторская задолженность   Кредиторы второй очереди  
Готовая продукция   Кредиторы, обеспеченные залогом имущества  
Сырье и материалы   Кредиторы, необеспеченные залогом имущества  
Долгосрочные финансовые вложения   Требования в части финансовых санкций  
Незавершенное строительство   Прочие кредиторы  
Основные средства   Незаявленные требования  

II. Исключения из конкурсной массы

IV. Капитал

 
Судебные расходы   Капитал организации  
Прочие расходы на ликвидацию   Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) до признания организации банкротом  
Нематериальные активы   Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), полученная после признания организации банкротом  

БАЛАНС

БАЛАНС

 

Активом промежуточного ликвидационного баланса выступает конкурсная (ликвидационная) масса, с помощью которой будет происходить погашение всех обязательств предприятия, а также исключения из конкурсной массы, включающие в свой состав расходы, связанные с судебными разбирательствами, расходы на ликвидацию хозяйствующего субъекта и нематериальные активы.

Вторая часть промежуточного ликвидационного баланса – пассив представляет собой требования кредиторов, расположенные в порядке очереди их удовлетворения. Дискуссионным вопросом является проблема выбора стоимости имущества, по которой его нужно отображать в данном балансе. Применение сведений бухгалтерского учета о стоимости имущества организации-должника не дает возможности реально определить величину денежных средств, которые будут получены в процессе его продажи, а также размер удовлетворения требований кредиторов. Поэтому наиболее оптимальным будет оценивать имущество предприятия по возможной цене реализации.

Пассив промежуточного ликвидационного баланса состоит из обязательств, которые возникли у организации до признания ее банкротом, а также задолженности, которая начислена, но не оплачена по проведению конкурсного производства. Задолженность, которая не оплачена, оплачивается в  первую очередь и является текущей задолженностью по отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, по оплате труда, сторонним организациям. Отличием пассива промежуточного ликвидационного баланса является отсутствие разделения обязательств на долгосрочные и краткосрочные, так как с начала проведения конкурсного производства срок осуществления всех обязательств рассматривается как наступивший.

Вертикальные взаимосвязи статей актива непосредственно влияют на расположение статей пассива промежуточного ликвидационного баланса. В этой ситуации в процессе образования статей пассива наиболее разумно отталкиваться от порядка очередности погашения задолженностей имеющимся у организации в наличии имуществом [6, с. 165].

Капитал предприятия-банкрота выступает остаточным интересом собственников, погашение которого должно наступить после полного погашения всех требований кредиторов в третьем разделе баланса. Так, в соответствии со ст. 63 ГК РФ имущество, которое осталось у организации-банкрота, после погашения всех задолженностей передается ее учредителям. Вследствие этого наиболее правильным будет формирование уставного капитала в промежуточном ликвидационном балансе в фактически оплаченной величине и с учетом аннулированных собственных акций (долей), которые были выкуплены предприятием.

Непокрытый убыток в этом балансе представляет собой балансирующую статью, но при этом следует отделить убыток, который образовался до открытия процедуры банкротства, от убытка, который был получен в процессе конкурсного производства.

Согласование данного баланса производится органом регистрации, который проставляет на оригинале промежуточного ликвидационного баланса определенный штамп о согласовании, где указывается наименование регистрирующего органа и даты согласования, и ставится подпись должностного лица, являющимся ответственным за оформление процедуры ликвидации предприятий, а также печать данного регистрирующего органа.

После того, как произошло согласование промежуточного ликвидационного баланса в органе регистрации, он предоставляется в налоговый орган для целей проверки.

Пятый этап представляет собой удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности.

После составления промежуточного ликвидационного баланса, происходит  продажа имущества юридического лица, которое входит  в состав конкурсной массы.  По полученным суммам, в результате продажи, производится расчет с кредиторами в соответствующей очередности.

Порядок отражения требований кредиторов в бухгалтерском учете в зависимости от их очередности представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Порядок отражения требований кредиторов в бухгалтерском учете в зависимости от их очередности

Очередность удовлетворения требований кредиторов

Бухгалтерские записи

Первая очередь – удовлетворение требований кредиторов, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих платежей Дебет 69  Кредит 51 – начислены обязательные платежи в фонд социального страхования за причинение вреда жизни или здоровью
Вторая очередь – расчет с лицами, которые работают по трудовому договору или контракту, по выплате пособий и оплаты труда, а  также по выплате вознаграждений по авторским договорам

 

Дебет 70 Кредит 50 – выдана ранее начисленная заработная плата и выходные пособия увольняющимся работникам по трудовым договорам, контрактам, а также выплачены авторские награждения, по причине ликвидации юридического лица;

Дебет 70  Кредит 68  – удержан налог на доходы физических лиц с сумм заработной платы и авторских вознаграждений, которые были начислены увольняющимся работникам по причине ликвидации юридического лица;

Дебет 20 Кредит 69 – начислены социальные взносы с заработной платы лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту

Третья очередь – удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, которые обеспеченны  залогом имущества ликвидируемого юридического лица Дебет счета 60 (76) Кредит счета 50 (51) – удовлетворены требования кредиторов, которые были ранее обеспеченны залогом имущества ликвидируемого юридического лица
Четвертая очередь – погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды Дебет счета 68 Кредит счета 51  – произведено погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды
Пятая очередь – расчеты с иными кредиторами согласно закону Дебет счета 60 (76) кредит счета 50 (51) – произведены расчеты с другими кредиторами при ликвидации предприятия

Если у ликвидируемой организации не достаточно денежных средств для осуществления расчетов с кредиторами, то назначенная ликвидационная комиссия производит продажу имущества юридического лица с публичных торгов. В первую очередь осуществляется реализация имущества, не участвующего в процессе производства (к примеру, ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д.). Потом происходит продажа готовой продукции, недвижимости, сырья, материалов и основных средств [2].

Шестой этап связан с составлением и утверждением заключительного ликвидационного баланса. Согласно ГК РФ после осуществления расчетов со всеми кредиторами ликвидационной комиссии следует составить заключительный ликвидационный баланс [4, п.5 ст.63 ГК РФ].

Целью формирования заключительного ликвидационного баланса является отражение убытков, понесенных собственниками и кредиторами организации, а также итоги изменений, которые произошли в составе имущества и источниках его образования с начала составления промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс показывает информацию об итогах проведения конкурсного производства, о результатах процедуры по взысканию и реализации имущества и погашению долгов предприятия, о суммах непокрытых требований [6, с. 169]. Вариант заключительного ликвидационного баланса представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Пример заключительного ликвидационный баланса предприятия-банкрота [6, с. 171]

АКТИВ

ПАССИВ

Наименование статей

Сумма

Наименование статей

Сумма

I. Конкурсная                                           (ликвидационная масса)

 

III. Обязательства

 
Непогашенные требования  

IV.Капитал

 
Капитал организации  
Непокрытый убыток  

БАЛАНС

 

БАЛАНС

 

Заключительный ликвидационный баланс отображает активы, которые остались у ликвидируемой организации после завершения всех расчетных операций, то есть то имущество, которое ликвидационной комиссии следует передать учредителям предприятия-банкрота. Итог актива ликвидационного баланса должен быть равен нулю на конец отчетного периода. До формирования заключительного ликвидационного баланса все имущество должно быть продано или же утилизировано, а также должно произойти взыскание дебиторской задолженности. По окончании  всех выплат в активе баланса никакого имущества  не должно остаться.

В пассивной части заключительного ликвидационного баланса находят свое отражение непокрытые убытки предприятия-банкрота, образовавшиеся как до, так и после начала процесса конкурсного производства. Также в пассиве отображается задолженность, которую нельзя погасить из-за недостатка имущества у организации-должника, в размере, оцененным конкурсным управляющим, на тех же счетах, на которых она была отражена в промежуточном ликвидационном балансе. Итог пассива заключительного ликвидационного баланса на момент ликвидации организации-банкрота также должен равняться нулю, как и актив баланса.

Утверждение данного баланса осуществляется учредителями (участниками) или органом, который принял решение о ликвидации организации, а затем он подается в налоговый орган для заключительной ликвидации.

Седьмой этап включает расчеты с учредителями. После того, как составлен заключительный ликвидационный баланс, имущество, оставшееся у юридического лица по осуществлению всех расчетов с кредиторами, распределяется между его учредителями [4, ст. 7 ГК РФ].

Перед тем как распределять имущество между учредителями, следует в первую очередь определить общую величину капитала, подлежащую распределению. Для этого нужно произвести расчет размера чистых активов и сопоставить их с уставным капиталом. Если величина уставный капитал является меньше величины чистых активов, то условный уставный капитал необходимо довести до величины чистых активов за счет стоимости имущества, оставшегося у организации-банкрота.

Имущество, которое осталось у организации после погашения всех обязательств, подлежит распределению между участниками пропорционально их доле в уставном капитале предприятия.

Основанием для распределения является акт, подписанный всеми участниками предприятия, где содержатся сведения о том, что передается и кому.

Основные типовые проводки по расчетам с учредителями в процессе ликвидации предприятия представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Бухгалтерские проводки по расчетам с учредителями при ликвидации организации

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Зачислены в уставный капитал средства, оставшиеся после погашения обязательств

84

80

Распределено имущество в сумме, соответствующей сумме нераспределенной прибыли

84

75

Распределено имущество на сумму остатка резервного капитала, присоединенного к уставному капиталу

82

80

Распределено имущество на сумму остатка добавочного капитала, присоединенного к уставному капиталу

83

80

Распределено имущество, которое осталось после покрытия всех обязательств, между участниками (учредителями)

80

75

Выдано учредителям принадлежащее им имущество (денежные средства, основные средства, материалы и др.)

75

50, 51, 01, 10

Направлены средства на покрытие убытков за счет уставного капитала (при недостаточности у ликвидируемого предприятия имущества и других ликвидных активов)

80

84

Восьмой этап – закрытие счетов в банках. Процесс закрытия счетов представляет собой подачу соответствующего уведомления в банк. Данное уведомление о закрытии счета, а также сообщение банка о закрытии счета юридического лица следует передать в налоговую инспекцию, пенсионный фонд и фонд социального страхования.

На девятом этапе происходит государственная регистрация ликвидации юридического лица.

Окончательное завершение существования юридического лица происходит после отражения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого следует предоставить в налоговую инспекцию следующие документы: заявление по форме Р1600, ликвидационный баланс, протокол об утверждении ликвидационного баланса, справку из ПФР об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов, а также платежное поручение об уплате государственной пошлины [5, с. 115]..

Не позднее, чем через 5 дней с момента предоставления данных документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство, которое несет в себе сведения об окончательном прекращении деятельности организации.

Десятым этапом является снятие с учета во внебюджетных фондах. Для этого в фонд предоставляются следующие документы: заявление в произвольной форме, копия протокола о ликвидации, нотариально заверенная копия свидетельства о прекращении деятельности, нотариально заверенная копия уведомления о снятии юридического лица с налогового учета, страховое свидетельство (для ФСС).

Последним этапом в процедуре ликвидации юридического лица является уничтожение печати и сдача документов в архив.

При соблюдении всех необходимых требований средний срок ликвидации составляет около шести месяцев. Ошибки на каком-либо из этапов могут привести  к увеличению сроков ликвидации, а также наложение штрафов за пропуск установленных законом сроков.

Таким образом, ликвидация предприятия – это длительный и сложный процесс, который проходит несколько последовательных этапов, взаимосвязанных между собой, и характеризуется рядом отличительных особенностей при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Обязательным при ликвидации юридического лица является составление ликвидационного баланса (промежуточного и заключительного), главной задачей которого выступает защита прав кредиторов и сбор объективных данных об имуществе и обязательствах организации.


Библиографический список
  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2017.
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2017.
  3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2017.
  4. Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  (ГК  РФ).  Часть  I,  от  30.11.1994  № 51–ФЗ. // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2017.
  5. Кислов Д.В. Ликвидация предприятия: Что должен знать бухгалтер? // Бухгалтерский учет. 2010 № 2. С. 112-116.
  6. Кутер М.И. Бухгалтерский учёт в условиях несостоятельности [Электронный ресурс]: учебное электронное издание : учеб. пособие / М.И. Кутер, Р.А. Тхагапсо. – 2-е изд.стер. – Майкоп : ЭлИТ, 2016.
  7. Туякова, З.С. Стоимостная оценка капитала и его кругооборота в бухгалтерском учете: теория, методология и практика / З.С. Туякова – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. -  367 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зыкова Анна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация