УДК 378.1; 371.3

ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Козырев Николай Анатольевич1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье приводятся особенности использовании метода портфолио в организации научно-педагогической подготовки будущего педагога, определяющего и решающего в модели совместной деятельности с обучающимся возможность выбора условий и форм, методов и приемов продуктивного самовыражения и самоанализа качества развития и самореализации личности. Теория и практика моделирования определяет в модели портфолио обучающегося качественные решения задач развития и самопрезентации, выделяет перспективы построения моделей рефлексии. Портфолио обучающегося может быть использовано в структуре подведения рейтинга обучающегося, также может быть использовано в структуре организации научно-исследовательской работы обучающихся. Портфолио обучающегося как метод и педагогическая технология используется в структуре непрерывного образования, начиная с дошкольных образовательных организаций, проходя начальную школу, среднее и старшее звено образовательных организаций, систему среднего профессионального образования, систему высшего образования и систему подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

Ключевые слова: культура самостоятельной работы личности, культура самостоятельной работы обучающегося, культура самостоятельной работы педагога, педагогическая методология, педагогическое моделирование, портфолио обучающегося, технология системно-педагогического моделирования


PORTFOLIO STUDENT IN MODERN EDUCATION AND CULTURE

Kozyrev Nikolay Anatolievich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
2Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
The article presents the features of the method of using a portfolio in the organization of scientific and pedagogical training of future teachers, defining and decisive in the model of joint activities with the students the opportunity to select the conditions and forms, methods and techniques of productive self-expression and self-awareness of quality development and personal fulfillment. Theory and practice of modeling determines the model portfolio quality learning solutions to development problems and the self, highlights the prospects of building reflection models. Portfolio learning can be used in the structure of summing ranking student, it can also be used in the structure of the organization of research work of students. Portfolio learning as a method and educational technology is used in the structure of continuous education, starting with pre-school educational institutions, passing the elementary school, middle and senior managers of educational institutions, the system of secondary vocational education, higher education and the training of highly qualified personnel (postgraduate, doctorate).

Keywords: of self-dependent living activities culture personality, pedagogical methodology; learner portfolio, pedagogical modeling, technology system-pedagogical modeling of self-dependent living activities culture of student, the culture of self-dependent living activities of the teacher


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козырев Н.А., Козырева О.А. Портфолио обучающегося в модели современного образования и культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80411 (дата обращения: 14.04.2017).

Теория и практика моделирования портфолио обучающегося в системе непрерывного образования [1, 2, 3] определяет специфику и условия продуктивного становления обучающегося базовой единицей преобразования модели деятельности и общения.

Возможности педагогического моделирования [4, 5, 6] в работе с обучающимся, включенными в активный поиск оптимальных условий продуктивного становления и самореализации, определяются через систему педагогических условий качественного решения задач развития.

Специфика выбора системы ограничений и возможностей развития обучающегося непосредственно связаны с системой принципов педагогического взаимодействия, качество определения которой персонифицировано и регламентируется общими нормами организации социально-педагогических и профессионально-педагогических отношений, в моделях которых немаловажное место отводится особенностям педагогической рефлексии [8], уровню сформированности культуры самостоятельной работы [9], качеству использования педагогических технологий и педагогических средств в модели непрерывного образования [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17].

Научная работа обучающегося [18] в структуре педагогического знания может быть определена как результат самоанализа качества достижений личности, специфика выявления возможностей личности обучающегося может быть визуализирована в модели формирования культуры самостоятельной работы личности через детерминируемые условия и способы самореализации, определяемые в идеальных и материальных продуктах деятельности личности.

Определим на понятийном уровне термины «портфолио обучающегося», «адаптивное портфолио», «педагогические условия оптимального включения обучающегося в систему моделирования и защиты портфолио обучающегося», «система принципов педагогического взаимодействия, гарантирующая качественное формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного образования», уточним возможность моделирования педагогических условий оптимального включения обучающегося в систему моделирования и защиты портфолио обучающегося, а также представим из вариантов решения задачи моделирования системы принципов педагогического взаимодействия, гарантирующей качественное формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного образования.

Портфолио обучающегося (широкий смысл) – продукт эволюции продуктивного обучения в модели непрерывного образования, гарантирующий качественное, своевременное включение обучающегося в иерархию формируемых смыслов и условий продуцирования идеального и материального в модели деятельности и общения, качество которых определяются различными сертифицированными документами, отображаемыми обучающимся в качестве доказательства истинности выбора условий и возможностей решения задач развития в поле смыслов и ресурсов современного образования, предопределяющего успешность личности в различных выделяемых и реализуемых направлениях сотрудничества и общения.

Портфолио обучающегося (узкий смысл) – объект и модель исследования качества включения обучающегося в систему социально-образовательных отношений, гарантирующий образовательной организации детерминацию механизма сопоставления и сравнения качества развития личности обучающегося в конструктах педагогической деятельности и сотрудничества, гарантирующих личности обучающегося и обществу своевременность включения обучающегося в проблему реализации модели конкурентоспособности и гуманизма, здоровьесбережения и продуктивности, особенности которых могу быть визуализированы в персонифицированном поиске обучающегося в детерминируемом явлении и продукте развития образования и культуры.

Портфолио обучающегося (локальный смысл) – система работы педагога с обучающимся в выявлении рейтинга обучающегося, гарантирующего в своей тактике выявление иерархии достижений обучающихся и специфику самореализации личности в системе акмедостижений или адаптивной педагогики, гарантирующей личности учет особенностей развития в иерархии формируемых смыслов и продуктов современного образования, определяющего равный доступ и равные права доступа и пользования всем субъектам образования и культуры.

Портфолио обучающегося (унифицированный смысл) – продукт становления системы непрерывного образования, гарантирующий в своем поиске возможность актуализации персонифицированных достижений личности обучающегося в системном анализе иерархии достижений и особенностей выборки, в структуре которой осуществляется рейтинговый отбор лучших обучающихся (три, пять, семь, десять или сто человек), возможность сравнения результативности деятельности ведется по детерминированным шкалам и показателя качества развития и самоутверждения, самореализации и социализации личности в модели непрерывного образования, являющегося механизмом оптимизации качества решения задач развития личности и системы образования.

Адаптивное портфолио – портфолио, оставленное в модели адаптивного обучения, гарантирующего равный доступ к ресурсам и формам организации обучения в системе непрерывного образования, особенности деятельности обучающегося представляет собой пласт культурологически обусловленных компонентов развития личности, включенной в систему педагогической поддержки и самовыражения, качество которых предопределяет качество наполнения определяемого явления в модели непрерывного образования, гарантирующего личности своевременность и персонификацию условий и моделей самоутверждения, самореализации, самоактуализации, самоидентификации, становления, социализации и общения.

Педагогические условия оптимального включения обучающегося в систему моделирования и защиты портфолио обучающегося – совокупность положений, описывающих и верифицирующих возможность использования портфолио обучающегося в системном анализе качества самореализации личности через конструкты и систему непрерывного образования, гарантирующих в единстве успешность социального и профессионального развития личности обучающегося.

Педагогические условия оптимального включения

обучающегося в систему моделирования и защиты портфолио обучающегося

- востребованность продуктов развития и самореализации обучающегося в модели непрерывного образования и будущих профессионально-трудовых отношений;

- принятие идеи конкурентоспособности в моделях продуктивного и адаптивного обучения и образования;

- формирование идеологии продуктивного становления личности как базового ресурса самоорганизации и конкурентоспособности;

- формирование культуры самостоятельной работы личности как базы в модели формирования культуры профессионального труда и общения;

- реализация идей компетентностного и функционально-трудового подходов в решении зада развития личности обучающегося;

- принятие модели непрерывного образования в системном анализе учета возможностей нормального распределения способностей и здоровья в конструктах педагогических теорий и педагогических технологий, фасилитирующих решение задач развития личности в модели образования;

- объективное определение возможностей соревнования как метода и механизма оптимизации качества решения задач развития и самоутверждения, самореализации и социализации;

- стимулирование личности на материальном и моральном (идеальном) уровнях поощрения;

- формирование потребности личности в достижениях и решении задач развития через здоровьесберегающие технологии развития и сотрудничества.

Одним из средств и форм описанной практики является ежегодно организуемая заочная Международная научно-практическая конференция обучающихся дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, профессиональных училищ и техникумов «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».

Система принципов педагогического взаимодействия, гарантирующая качественное формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, – совокупность основных положений, определяющих качество формирования и развития культуры самостоятельной работы обучающегося в модели развития личности и персонифицированном решении задачи продуктивного становления личности в модели непрерывного образования.

Система принципов педагогического взаимодействия,
гарантирующая качественное формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного образования

I. Принцип научности в выборе оптимальных способов, методов и форм организации педагогического взаимодействия:

- принцип последовательности, сознательности, активности, системности, систематичности, наглядности, возрастосообразности, культуросообразности, природосообразности, гендерного учета модели развития и самореализации личности в акмеверификации качества целеполагания личности;

- принцип продуктивного выбора модели самоанализа деятельности в моделях портфолио обучающегося и профессионально-педагогического кейса;

- принцип учета особенностей нормального распределения способностей и здоровья в решении задач продуктивного становления личности;

- принцип реализации идеи развития и самоутверждения в конструктах продуктивной и инновационной педагогики.

II. Принцип единства научного и эзотерического знания в реализации поиска персонифицированных достижений личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования:

- принцип веры в возможности развития личности обучающегося и продуктивное самоутверждение личности через персонифицированные продукты становления;

- принцип гуманизации и поддержки личности обучающегося в модели развития и сотрудничества;

- принцип учета возможностей включение в работу методов эзотерического преобразования;

- принцип синхронизации условий и ресурсов развития и самореализации личности в модели рефлексии.

Портфолио обучающегося в модели современного образования и культуры является уникальным ресурсом оптимизации качества выбора условий и моделей реализации основ непрерывного образования, гарантирующего личности обучающегося учет всех составных современного развития ноосферы и антропосреды.

В системном поиске оптимальных моделей развития продуктивного обучения как механизма самоорганизации качества оказания образовательных услуг и продуктов образования необходимо определить будущее программно-педагогического обеспечения развития личности, способности которой могут быть определены в одной из трёх групп, определяемых на кривой нормального распределения способностей. Качество педагогический деятельности и моделирования программно-педагогического сопровождения организации продуктивного обучения – одна их актуальных задач современного образования, гарантирующего равный доступ к своим ресурсам и продуктам, определяющим возможность повышения качества решения задач развития базовым механизмом оптимизации модели деятельности педагога и обучающегося.


Библиографический список
  1. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
  2. Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011.  46 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
  3. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011.  38 с. [+приложение на DVD].  ISBN 978–5–85117–615–9.
  4. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С. 14-23.
  5. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
  6. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
  7. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. С.87-93.
  8. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.
  9. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  10. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  11. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  12. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  13. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  14. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2-3(62).С.63-67.
  15. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  16. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  17. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С.91-95.
  18. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация