Теория и практика моделирования портфолио обучающегося в системе непрерывного образования [1, 2, 3] определяет специфику и условия продуктивного становления обучающегося базовой единицей преобразования модели деятельности и общения.
Возможности педагогического моделирования [4, 5, 6] в работе с обучающимся, включенными в активный поиск оптимальных условий продуктивного становления и самореализации, определяются через систему педагогических условий качественного решения задач развития.
Специфика выбора системы ограничений и возможностей развития обучающегося непосредственно связаны с системой принципов педагогического взаимодействия, качество определения которой персонифицировано и регламентируется общими нормами организации социально-педагогических и профессионально-педагогических отношений, в моделях которых немаловажное место отводится особенностям педагогической рефлексии [8], уровню сформированности культуры самостоятельной работы [9], качеству использования педагогических технологий и педагогических средств в модели непрерывного образования [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17].
Научная работа обучающегося [18] в структуре педагогического знания может быть определена как результат самоанализа качества достижений личности, специфика выявления возможностей личности обучающегося может быть визуализирована в модели формирования культуры самостоятельной работы личности через детерминируемые условия и способы самореализации, определяемые в идеальных и материальных продуктах деятельности личности.
Определим на понятийном уровне термины «портфолио обучающегося», «адаптивное портфолио», «педагогические условия оптимального включения обучающегося в систему моделирования и защиты портфолио обучающегося», «система принципов педагогического взаимодействия, гарантирующая качественное формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного образования», уточним возможность моделирования педагогических условий оптимального включения обучающегося в систему моделирования и защиты портфолио обучающегося, а также представим из вариантов решения задачи моделирования системы принципов педагогического взаимодействия, гарантирующей качественное формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного образования.
Портфолио обучающегося (широкий смысл) – продукт эволюции продуктивного обучения в модели непрерывного образования, гарантирующий качественное, своевременное включение обучающегося в иерархию формируемых смыслов и условий продуцирования идеального и материального в модели деятельности и общения, качество которых определяются различными сертифицированными документами, отображаемыми обучающимся в качестве доказательства истинности выбора условий и возможностей решения задач развития в поле смыслов и ресурсов современного образования, предопределяющего успешность личности в различных выделяемых и реализуемых направлениях сотрудничества и общения.
Портфолио обучающегося (узкий смысл) – объект и модель исследования качества включения обучающегося в систему социально-образовательных отношений, гарантирующий образовательной организации детерминацию механизма сопоставления и сравнения качества развития личности обучающегося в конструктах педагогической деятельности и сотрудничества, гарантирующих личности обучающегося и обществу своевременность включения обучающегося в проблему реализации модели конкурентоспособности и гуманизма, здоровьесбережения и продуктивности, особенности которых могу быть визуализированы в персонифицированном поиске обучающегося в детерминируемом явлении и продукте развития образования и культуры.
Портфолио обучающегося (локальный смысл) – система работы педагога с обучающимся в выявлении рейтинга обучающегося, гарантирующего в своей тактике выявление иерархии достижений обучающихся и специфику самореализации личности в системе акмедостижений или адаптивной педагогики, гарантирующей личности учет особенностей развития в иерархии формируемых смыслов и продуктов современного образования, определяющего равный доступ и равные права доступа и пользования всем субъектам образования и культуры.
Портфолио обучающегося (унифицированный смысл) – продукт становления системы непрерывного образования, гарантирующий в своем поиске возможность актуализации персонифицированных достижений личности обучающегося в системном анализе иерархии достижений и особенностей выборки, в структуре которой осуществляется рейтинговый отбор лучших обучающихся (три, пять, семь, десять или сто человек), возможность сравнения результативности деятельности ведется по детерминированным шкалам и показателя качества развития и самоутверждения, самореализации и социализации личности в модели непрерывного образования, являющегося механизмом оптимизации качества решения задач развития личности и системы образования.
Адаптивное портфолио – портфолио, оставленное в модели адаптивного обучения, гарантирующего равный доступ к ресурсам и формам организации обучения в системе непрерывного образования, особенности деятельности обучающегося представляет собой пласт культурологически обусловленных компонентов развития личности, включенной в систему педагогической поддержки и самовыражения, качество которых предопределяет качество наполнения определяемого явления в модели непрерывного образования, гарантирующего личности своевременность и персонификацию условий и моделей самоутверждения, самореализации, самоактуализации, самоидентификации, становления, социализации и общения.
Педагогические условия оптимального включения обучающегося в систему моделирования и защиты портфолио обучающегося – совокупность положений, описывающих и верифицирующих возможность использования портфолио обучающегося в системном анализе качества самореализации личности через конструкты и систему непрерывного образования, гарантирующих в единстве успешность социального и профессионального развития личности обучающегося.
Педагогические условия оптимального включения
обучающегося в систему моделирования и защиты портфолио обучающегося
- востребованность продуктов развития и самореализации обучающегося в модели непрерывного образования и будущих профессионально-трудовых отношений;
- принятие идеи конкурентоспособности в моделях продуктивного и адаптивного обучения и образования;
- формирование идеологии продуктивного становления личности как базового ресурса самоорганизации и конкурентоспособности;
- формирование культуры самостоятельной работы личности как базы в модели формирования культуры профессионального труда и общения;
- реализация идей компетентностного и функционально-трудового подходов в решении зада развития личности обучающегося;
- принятие модели непрерывного образования в системном анализе учета возможностей нормального распределения способностей и здоровья в конструктах педагогических теорий и педагогических технологий, фасилитирующих решение задач развития личности в модели образования;
- объективное определение возможностей соревнования как метода и механизма оптимизации качества решения задач развития и самоутверждения, самореализации и социализации;
- стимулирование личности на материальном и моральном (идеальном) уровнях поощрения;
- формирование потребности личности в достижениях и решении задач развития через здоровьесберегающие технологии развития и сотрудничества.
Одним из средств и форм описанной практики является ежегодно организуемая заочная Международная научно-практическая конференция обучающихся дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, профессиональных училищ и техникумов «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».
Система принципов педагогического взаимодействия, гарантирующая качественное формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, – совокупность основных положений, определяющих качество формирования и развития культуры самостоятельной работы обучающегося в модели развития личности и персонифицированном решении задачи продуктивного становления личности в модели непрерывного образования.
Система принципов педагогического взаимодействия,
гарантирующая качественное формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему непрерывного образования
I. Принцип научности в выборе оптимальных способов, методов и форм организации педагогического взаимодействия:
- принцип последовательности, сознательности, активности, системности, систематичности, наглядности, возрастосообразности, культуросообразности, природосообразности, гендерного учета модели развития и самореализации личности в акмеверификации качества целеполагания личности;
- принцип продуктивного выбора модели самоанализа деятельности в моделях портфолио обучающегося и профессионально-педагогического кейса;
- принцип учета особенностей нормального распределения способностей и здоровья в решении задач продуктивного становления личности;
- принцип реализации идеи развития и самоутверждения в конструктах продуктивной и инновационной педагогики.
II. Принцип единства научного и эзотерического знания в реализации поиска персонифицированных достижений личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования:
- принцип веры в возможности развития личности обучающегося и продуктивное самоутверждение личности через персонифицированные продукты становления;
- принцип гуманизации и поддержки личности обучающегося в модели развития и сотрудничества;
- принцип учета возможностей включение в работу методов эзотерического преобразования;
- принцип синхронизации условий и ресурсов развития и самореализации личности в модели рефлексии.
Портфолио обучающегося в модели современного образования и культуры является уникальным ресурсом оптимизации качества выбора условий и моделей реализации основ непрерывного образования, гарантирующего личности обучающегося учет всех составных современного развития ноосферы и антропосреды.
В системном поиске оптимальных моделей развития продуктивного обучения как механизма самоорганизации качества оказания образовательных услуг и продуктов образования необходимо определить будущее программно-педагогического обеспечения развития личности, способности которой могут быть определены в одной из трёх групп, определяемых на кривой нормального распределения способностей. Качество педагогический деятельности и моделирования программно-педагогического сопровождения организации продуктивного обучения – одна их актуальных задач современного образования, гарантирующего равный доступ к своим ресурсам и продуктам, определяющим возможность повышения качества решения задач развития базовым механизмом оптимизации модели деятельности педагога и обучающегося.
Библиографический список
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
- Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С. 14-23.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. С.87-93.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. №2-3(62).С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.