УДК 37

О ТВОРЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КЛАССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Чертовской Алексей Николаевич1, Сизова Ольга Алексеевна2
1Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры продюсерства и музыкального образования
2Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования

Аннотация
Преподаватель музыкально-исполнительского класса, исповедующий в своей работе принципы гуманизма и демократизма, строит свои взаимоотношения со студентами на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Для учителя с большой буквы главным объектом в работе является не столько музыкальное произведение, сколько личность обучающегося и проблемы её художественного развития. Поэтому по мере развития профессиональных и индивидуально-личностных качеств обучающихся приоритет должен отдаваться именно поисково-творческим методам общения.

Ключевые слова: индивидуальный подход, методы педагогического воздействия, музыкально-исполнительские классы, психология взаимоотношений, ситуация успеха


ABOUT CREATIVE COMMUNICATION IN MUSIC PERFORMANCE CLASS PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Chertovskoy Alexey Nikolaevich1, Sizova Olga Alekseevna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University Kozma Minina, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of film producing and music education
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University Kozma Minina, lecturer, film producing and music education

Abstract
Teacher of music performance class, practicing in its work the principles of humanism and democracy, is building its relationships with students through dialogue, not authoritarian order and coercion. For a teacher with a capital letter chaptersness of the object in the work is not so much a piece of music, how the individual learner and the problems of its artistic development. Therefore, the development of professional and individual personal qualities of students, priority should be given exactly creative methods of communication.

Keywords: is musical-performing classes, methods of pedagogical influence, personal approach, psychology of relationships, situation of success


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чертовской А.Н., Сизова О.А. О творческом общении в музыкально-исполнительском классе педагогического университета // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79775 (дата обращения: 22.03.2017).

На протяжении довольно длительного времени сложилась определённая методика обучения в музыкально-исполнительском классе. В её основе лежат важнейшие методы музыкальной педагогической деятельности, а именно целостность музыкально-смыслового и техническо-ориентированного развития, постепенность и последовательность, осознанность  накопления знаний, умений и навыков, сочетание индивидуальных и коллективных (мастер-классы) форм учебного процесса, формирование независимости, самостоятельности студентов-музыкантов, их творческого потенциала.

Эти дидактические принципы построения  обучения признаны музыкально-педагогической общественностью.

Не стоит забывать о том, что кардинальные перемены в обществе в последнее время, оказали значительное влияние на деятельность преподавателей в сфере музыкального образования. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, однако время вносит в них свои коррективы. Несомненный отпечаток на методы педагогического воздействия, в том числе и методы музыкально-эстетического воспитания, накладывают новые, ставшие совершенно другими взаимоотношения педагога и студента. У современной молодёжи изменилась психология, ментальность, отношение к старшему поколению, стало иным мироощущение. На взаимоотношениях учителя и ученика отражается стремление сегодняшнего обучающегося к большей самостоятельности, самоутверждению, независимости.

В связи с этим привычная методика преподавания существенно трансформировалась, преобразовалась, обновилась с учётом потребностей постоянно изменяющейся современности. Хотелось бы отметить, что на протяжении довольно длительного временного отрезка основополагающим типом преподавания являлся так называемый командный, диктаторский, директивный, авторитарный. Если говорить о художественно-эстетическом аспекте процесса обучения в музыкально-исполнительских классах, то основной акцент делался скорее на решении просветительских задач, в то время как воспитательные цели оставались как бы на втором плане.

Отличительными особенностями педагогики современности является  гуманистическая, демократическая направленность, усиленная коммуникативным началом, «диалогичностью». Учащийся становится не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Увеличивается перечень   приёмов педагогического взаимодействия: от диктаторских, назидательных – до толерантных и либеральных.

Следует отметить, что взаимоотношения учителя и ученика могут быть двух видов – предметно-ролевое и личностное.

При реализации первого типа коммуникации, педагог выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего студенту-музыканту закономерности успеха и мастерства своей профессии, оснащая его знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных действий в изучаемой области. Данный вид коммуникации не предполагает того, чтобы преподаватель раскрывал себя перед учеником как творческая личность.

При межличностном общении учебный процесс приобретает форму диалога двух равноправных индивидуумов, каждый из которых в каком-то плане активизирует, дополняет, другого. Комфортные отношения, построенные по принципу диалогичности  и взаимопомощи способны оказать  положительное влияние на личностно-эстетическое развитие ученика. «Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь всё, чтобы помочь этой личности вылупиться из скорлупы» [1, с. 52]. В рассматриваемой ситуации учитель является своеобразным проводником для  ученика, помогающий войти во всеобъемлющий мир культуры, формирует характер отношения к самому себе, искусству, другим людям, обществу в целом.

Исследователи данной проблемы полагают, что личностному росту и художественно-эстетическому развитию учащегося способствует именно демократический, толерантный стиль общения, когда учитель не отвергает право ученика на собственное мнение, мировоззрение, не пытаясь их подавить своим авторитетом. Спорные вопросы решаются в процессе обсуждений и дискуссий, в которых обнажаются сильные и слабые стороны той или иной позиции и установки.

Данный стиль выстраивания взаимоотношений характеризуется такими особенностями, как признанием за учеником права на отстаивание своей позиции, самостоятельность суждений и поощрение; построением работы, основанной на поощрении и стимулировании; стремлением формировать веру в свои потенциальный возможности и силы; исключением всякого рода насмешек, раздражительности и диктаторства; стремлением преподавателя к возможности объединения, сплочения учеников в некую группу единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу; умением видеть, а так же преодолевать некоторые трудности переходного периода; способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков [2, с. 301].

Демократизм и толерантность в общении с современным учеником предполагают в психологическом плане атмосферу большего взаимного доверия, уважения и сотрудничества. «Нужно анализировать взаимосвязанную деятельность учителя и воспитанников с акцентированием внимания на роли личности учащихся как активных субъектов педагогического процесса» [3, с. 5]. Это положение важно учитывать на занятиях с большой группой учащихся, в частности, на уроках музыки в школе, где выявить индивидуальность каждого гораздо труднее, чем, например, в классе фортепиано. Здесь индивидуальная форма урока изначально предполагает личностный контакт учителя и ученика. «Педагог, достаточно чуткий на уроке, говорит и действует, исходя из того, что услышал от ученика, приноравливаясь к нему. Поэтому в педагогической работе приходится каждый урок импровизировать заново» [4, с. 4]. В данном случае при работе над музыкальным произведением, изучении его художественных и эстетических достоинств, педагог ещё больше должен учитывать индивидуальность студента. Необходимо использовать разнообразные методы воздействия, гибко варьировать и чередовать их, отходя по возможности от авторитарно-установочного стиля преподавания – «делай и чувствуй только так, как я».

Напротив, доминирование командно-установочного стиля преподавания, игнорирование либерально-толерантных методов работы наносит серьёзный ущерб эмоциональному климату в исполнительском классе. Главным смыслом педагогической деятельности является создание ситуации успеха, возможности пережить радость достижения веры в себя. «С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [5, с. 32]. Успешная реализация учебно-педагогической деятельности зависит от источников внутренних сил и потенциала учащегося. Состояние радости, победы оказывает влияние на постоянное порождение энергии для преодоления трудностей, неудач. На основании этого запускается процесс формирования более сильной, устойчивой мотивации к учебной деятельности, устанавливаются  определенные критерии самооценки и самоуважения.

В процесс занятий в музыкально-исполнительском классе целесообразно включать  методы по развитию именно творческого начала учащегося. Это находит своё подтверждение в словах Г.Г.Нейгауза о том, что учитель должен учить так, чтобы как можно скорее стать ненужным своему ученику. «Развитие самостоятельности учащихся должно начинаться как можно раньше. Очень вредной педагогической ошибкой я считаю «натаскивание» ученика, когда, проходя с ним какую-нибудь простенькую пьесу, от него стараются добиться всего на свете, выучивая каждый такт, каждую ноту. Миллион делаемых при этом указаний в состоянии только запутать учащегося. Однако чем раньше освободить его от «помочей», тем лучше» [5, с. 29]. Самостоятельную работу студента важно правильно и адекватно организовать, используя инструменты музыкально-исполнительского анализа. «Это хорошо согласуется с закономерностями процесса мышления, основными компонентами которого являются именно анализ и синтез [10]. «Аналитическая деятельность в работе над музыкальным материалом является наиболее универсальным и эффективным способом организации самостоятельного обучения студента в классе основного музыкального инструмента» [6, с. 539]. «Натаскивание – это не только стиль педагогической деятельности, не только комплекс определенных приёмов и способов преподавания; это своего рода позиция в музыкальной педагогике, в межличностных отношениях между учителем и учеником; это выражение некоего педагогического менталитета» [7, с. 15]. Натаскивание оказывает пагубное, негативное влияние на психологический облик учащегося. Ученик приобретает черты безынициативности, безразличия, безликости. Так называемое «натаскивание» является ключевой проблемой в решении задач по повышению эффективности самостоятельной работы ученика. Обучающийся теряет способность к адекватному восприятию и воспроизведению музыкального материала. «Баланс между формой и содержанием нарушается, тематика, концепция музыкального произведения не раскрыта в полной мере, из-за чего исполнение много теряет в содержательном и эстетическом плане» [8, с. 161]. Между тем, преподаватель фортепиано, исповедующий в своей работе принципы гуманизма и демократизма, реализует принцип построения отношений со студентами на основе диалогичности, а не диктаторства, авторитарности  и принуждения. «Что приводит нас к психологическому аспекту – метаязыку искусства» [9, с. 169].

Таким образом, стиль взаимоотношений со студентами необходимо постоянно корректировать в соответствии с их психологическими качествами и свойствами, а также особенностями сложившейся на уроке ситуации.


Библиографический список
  1. Кнебель, О.Л. Поэзия педагогики / О.Л.Кнебель. – М., 1976.
  2. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. – М., 1997
  3. Скаткин, М.Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса / М.Н. Скаткин // Педагогика. – М., 1991. – Вып. 2. – С. 5.
  4. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как её создать / А.С.Белкин. – М., 199110. Савшинский, С.И. Л.В.Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности / С.И.Савшинский. – Л., 1960
  5. В классе А.Б. Гольденвейзера: сб. ст. / Д.Д.Благой, Е.И.Гольденвейзер. – М., 1986.
  6. Чертовской А.Н., Сизова О.А., Черняк Т.М., Исполнительский анализ как метод управления самостоятельной работой будущего педагога-музыканта в классе фортепиано //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-3.С.537-541.
  7. Чертовской, А.Н. Пути и средства музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки начальных классов школы [Электронный ресурс] / А.Н.Чертовской // Вестник Мининского университета. – 2015. – №2(10). – URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-10-2/CHertovskoj_A.N.pdf
  8. Сизова О.А., Смирнова Д.С., Капитонова Я.А. Формирование аналитического мышления будущего педагога-музыканта путем применения аудио-материала и информационных технологий. В сборнике: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ В РОССИИ И МИРЕ сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 160-163.
  9. Сизова О.А., Черняк Т.М., О значении концертмейстерской работы в профессиональной деятельности педагога-музыканта в дошкольном образовании. В сборнике: Взаимодействие науки и общества. Проблемы и перспективы. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. С. 166-169
  10. Медведева Т.Ю. Формирование аналитических умений у будущих педагогов аудиовизуальными средствами. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004
  11. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г.Нейгауз. – М., 1961.
  12. Сизова О.А. Организация учебной практики для обучающихся  по профилю Музыка
    учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.
  13. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для высш. пед. уч. заведений / под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. – М., 2001.
  14. Хазанов, П.А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано): дис. … канд. пед. наук / П.А.Хазанов. – М., 1996.


Все статьи автора «Сизова Ольга Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация