УДК 371

СРЕДНЕЕ ЗВЕНО – СЛАБОЕ ЗВЕНО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Плакса Елена Николаевна1, Лаврентьева Лариса Викторовна2, Яшкова Елена Вячеславовна3
1ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», магистрант факультета управления и социально-технических сервисов
2ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры страхования, финансов и кредита
3ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
Актуальность работы обусловлена необходимостью улучшения успеваемости школьников среднего звена, в связи с тем, что многие из них окончательно заканчивают обучение в девятом классе и необходимо обеспечить им усвоение образовательного минимума, с целью успешного устройства в дальнейшей жизни.
В статье приведен анализ подхода к обучению среднего звена, определены основные проблемы, факторы, влияющие на успеваемость школьников, предложен механизм модернизации, позволяющий повысить качество Российского образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, особенности обучения подростков, реформы образования, среднее звено, средняя школа, школа полного дня


MIDDLE EAST – WEAK LINK OF RUSSIAN EDUCATION

Plaksa Elena Nikolaevna1, Lavrentyeva Larisa Viktorovna2, Yashkova Elena Vyacheslavovna3
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, master faculty of management and socio-technical services
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of insurance, finance and credit
3Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of innovative management technologies

Abstract
The urgency of the work is conditioned by the need to improve the performance of middle school students, dueto the fact that many of them finally finish their studies in the ninth grade and it is necessary to ensure their mastering of the educational minimum, for the purpose of successful device in later life.
The article presents an analysis of the approach to mid-level education, identifies the main problems, factors that affect the progress of schoolchildren, proposed a modernization mechanism that allows improving the quality of Russian education.

Keywords: additional education, education reforms, full-time school, middle level, secondary school, special education of adolescents


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Плакса Е.Н., Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В. Среднее звено – слабое звено российского образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79608 (дата обращения: 02.06.2017).

Министерство образования РФ проводит множество реформ, с целью усовершенствовать современное образование, появляется большое количество новых образовательных программ, вводятся новые дисциплины, итоговые тестирования, однако по результатам трехлетнего международного исследования качества общего школьного образования (PISA), показатели российских учеников среднего звена остались на уровне ниже среднего по ОЭСР [1].

В статье проведен анализ причин, влияющих на низкие показатели уровня образования в среднем школьном звене [2]. Авторами проделана колоссальная работа, определены сильные и слабые стороны школы сегодня, однако, все эти выводы сделаны в масштабах целой страны, а как известно, среднестатистические данные не всегда отображают действительность, рассматривая две школы, когда показатели одной будут положительными, а второй отрицательными, то по классификации компании «МакКинзли» обстановка в этих двух школах будет рассматриваться как удовлетворительная, хотя эта оценка в корне не верна. Проанализируем ситуацию на примере нескольких школ Н.Новгорода и области: ГБОУ «Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала армии Маргелова В.Ф.» [4], МАОУ № 186 «Авторская академическая школа» [5], МКОУ «Санаторная школа-интернат №5» [6], МБОУ «Школа №29» [7], МБОУ «Школа №18» [8]. Если познакомиться с учащимися, изучить сайты школ и расписания занятий, ознакомиться с внеурочной деятельностью, посетить родительские собрания и побеседовать с преподавателями, сформируется окончательное мнение, о необходимых переменах и инновациях.

Благодаря исследованию М.Бребера [3], можно классифицировать школьные программы и разработать универсальные меры способные улучшить ситуацию на любом этапе, выявить уровень школы на данный момент времени, для определения необходимой деятельности с целью улучшения ситуации. Основываясь на методах аттестации школ, Я.И. Кузьминов, определил уровень образования в России и разработал план реформ. Его исследования [3], показывают недостатки современной школы, несмотря на внимание, уделяемое правительством, хорошее финансирование, оснащение современным оборудованием. Можно предположить, что причиной служат как раз инновации, и уход от привычных отношений учитель-ученик.

Раньше учитель обладал беспрекословным авторитетом, главенствовал стереотип «учитель всегда прав», ученик, не мог перечить ему и отстаивать свою позицию, это грозило привлечением к воспитательному процессу родителей, считалось, успешное обучение невозможно без дисциплины и непреклонного авторитета педагога, сейчас, дети воспитаны иначе, они не бояться выражать свое мнение, и родители отстаивают правоту своего ребенка. Нельзя не обратить внимание, что на уроках разных преподавателей дети ведут себя по-разному, и посещают с удовольствием сложные дисциплины, когда испытывают к педагогу уважение. Это показывает, что проблема в нехватке квалифицированных кадров. Изменилась жизнь, родители, хотят вырастить успешного ребенка, желающего учится, не боящегося высказывать свое мнение, изменились и дети, их окружают гаджеты, с малых лет они посещают развивающие кружки, и идут в школу с определенным багажом знаний и навыков. Вместе с детьми должны меняться педагоги и их подход к преподаванию. Все это понимают, правительство говорит о введение инноваций, однако не всегда реформы дают видимый результат.

В статье Я.И. Кузьминова, говориться о том, что хорошие результаты показывают ученики как престижных, так и обычных школ, но это не всегда так. На примере одного района Н. Новгорода, где расположены четыре школы, две престижные, это МАОУ «Средняя школа №151» с углубленным изучением отдельных предметов» МАОУ №186 «Авторская академическая школа». Несмотря на существование микроучастков, в эти школы идет жесткий отбор, и в первую очередь, это отбор родителей, родители с достаточным достатком как правило приводят в школу подготовленных детей, которые посещают подготовительные платные классы, развивающие центры, родители, желающие отдать ребенка в эти школы, стремятся дать детям достойное образование и будут вовлечены в процесс, будут следить за успеваемостью ребенка, и показатели школы будут достойными. Родителям детей из многодетных, малообеспеченных семей дают понять, что учиться в этой школе будет сложно. 10 класс в школе один, в него отбирают лучших учеников, соответственно статистика поступивших в ВУЗы выпускников очень высока. В две общеобразовательные школы этого района МБОУ «Школа №18» и МБОУ «Школа №29», берут всех желающих, инновационных программ, там к сожалению, нет, так как большая часть педагогического состава, предпенсионного возраста и молодых специалистов практически нет. У преподавателей огромный стаж работы, однако им тяжело перестроиться на инновационные формы преподавания. Ученики показывающие высокие результаты там скорее исключение. В десятые классы данных школ недобор, ученики стремятся покинуть школу после 9 класса, многие не идут даже в профессиональные училища. В 2016/17 учебном году в 10 классе школы МБОУ «Школа №29» всего 20 учеников, а в школе МБОУ «Школа №18» – 19 учеников. Программа 10-11 классов нацелена только на успешную сдачу Единого Государственного Экзамена. Нельзя не согласиться с авторами статьи, уровень знаний в начальной школе, одинаково высокий в любом образовательном учреждении. Причина в том, что в начальную школу приходят дети, которые полностью доверяют учителям и родителям, им хочется быть хорошими. Все образовательные программы начальной школы замечательны, будь то Вальфдорская педагогика, программа Ильконина-Давыдова, Петерсона, «Гармония» или «Школа-2100», они интересны детям, пособия красочны, уроки проходят в игровой форме. В средней школе ребенок получает больше свободы, уже не посещает группы продленного дня, родительский контроль ослабевает, появляется неподконтрольный доступ к интернету. Появляются новые увлечения, социальные сети и онлайн игры. Школьные уроки занимают мало времени, так как ответы на любые задания есть в интернете, легко можно найти краткое содержание произведений художественной литературы. Дети мало читают, при общении используют сленговые слова, речь их очень скудна. Подростки считают, что знания, полученные на уроках, не пригодятся им в жизни.

Наблюдая за современными подростками, можно заметить, что несмотря на нежелание учиться, они хорошие ребята, стремящиеся найти свое место в жизни, и тянуться к общению со взрослыми, если эти взрослые относятся к ним с уважением, общаются на равных, без нравоучений. Нужно найти те методы воздействия, которые могут послужить мотивацией к учебе.

В статье рассматривается возможность введения в нашей стране школы полного дня до девятого класса. Анализ обучения детей в ГБОУ «Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала армии Маргелова В.Ф.» и МКОУ «Санаторная школа-интернат №5» показывает, как сильно отличаются подростки, занятые в течение всего дня от ребят, обучающихся в общеобразовательной школе. Можно предположить, что в кадетской школе, более жесткая дисциплина, и именно она оказывает большое влияние на подростков, однако ключевую роль играет занятость детей с утра и до вечера. Первая половина дня – это школьные уроки, во второй половине интересные секции и кружки, доступа в интернет в дневные часы нет, за выполнением домашнего задания следят педагоги, подростки участвуют в походах, выезжают в театры и музеи. Похожий распорядок дня в МКОУ «Санаторная школа-интернат №5», для детей с гастроэнтерологическими проблемами. В первой половине дня общеобразовательные предметы, после обеда кружки по интересам, вечером они выполняют домашние задания.

Рассмотрим положительные стороны пребывание детей в школе на протяжение всего дня. В первую очередь, у них нет отвлекающих от учебы факторов. Семьи и жилищные условия у детей разные, зачастую нет возможности полноценно заниматься дома, родители, целый день на работе, у них, нет возможности сопровождать ребенка на спортивные секции или в музыкальные школы, нет возможности проследить чем он занимается дома. А у школы огромные возможности заинтересовать ребенка, и профессионально ориентировать его в специализированных кружках. На занятиях в школьной газете, дети могут получить журналистские навыки, навыки работы дизайнера, верстальщика, возможно создание школьного радио, театральной студии, парикмахерского класса, автодела и других. Это трудноисполнимо, содержание кружков требует дополнительных вложений, в том числе на оплату услуг преподавателей.

Однако, возможно минимизировать затраты, например, привлекать к преподаванию студентов ВУЗов, или активных квалифицированных пенсионеров. Возможно объединение школ с районными домами детского творчества, профессиональными училищами. Разумно водить туда детей организовано из одной или нескольких школ. Важно, чтобы преподаватель кружка стал для подростка наставником, мнение которого будет авторитетно. Наблюдения за подобными занятиями показывают, что пока дети что-то мастерят, они обсуждают волнующие их темы, трудности в учебе, планы на будущее. Зачастую подростки о многом не могут поговорить с родителями, а выбрав себе интересный им факультатив, в лице преподавателя они получат взрослого друга. Подготовка к занятиям в стенах учебного заведения позволяет применять разные педагогические технологии, например, «Перевернутый класс» [9], дети могут пользоваться школьной библиотекой, компьютерным классом, соответственно, могут готовить различные проекты и доклады, обратиться за помощью к преподавателю, если возникнет необходимость. Благоприятно скажется и отсутствие отвлекающих факторов. Находясь в школе весь день, дети из разных семей оказываются в равных условиях, и могут качественно подготовиться к уроку, тогда можно будет судить о плюсах и минусах нашей образовательной программы.

Важно определить, в каком объеме и какие дисциплины нужно оставить, и за счет сокращения чего добавлять новые. Необходим пересмотр произведений школьной программы, логичнее научить детей любить читать, а не заставлять заучивать большое количество стихотворений. По мнению детей, большая часть знаний, полученных на математике в жизни не пригодятся, доля правды в таких суждениях есть, возможно требуется изменение школьной программы, с целью сделать предмет более прикладным.

Старшие классы, следует разделить по профильным направлениям, это позволит ввести углубленное изучение отдельных предметов необходимых детям для поступления в высшие учебные заведения. Так же следует обратиться к опыту стран Европы, где в старшей школе родители и ученики сами выбирают предметы для изучения. Необходимый образовательный минимум можно изучать в течение первой половины дня, а углубленные предметы сделать бесплатными факультативами.

Необходимо уделить внимание повышению квалификации педагогов средней и старшей школы, так как в этом возрасте успеваемость детей напрямую зависит от того видят ли они для себя пользу в будущем от получаемых на этом предмете знаний, проявляют ли к данным знаниям интерес. Из-за разной подготовки преподавателей не существует определенных стандартов в изучение многих предметов, и разница в учебных планах в разных школах очень велика.

Очевидно, что для поднятия уровня школьного образования, в первую очередь, необходимо создать благоприятную среду для обучения каждого школьника, это возможно только при переходе на обучение в течении всего дня. Необходимо добиться понимания педагогом сути образовательной программы, которую он преподает, к сожалению, многие учителя подчиняясь распоряжению руководства используют инновационные педагогические технологии, с которыми они не согласны, возможно это происходит потому, что они до конца не понимают их смысла. Результативность деятельности организации определяется действиями руководства по оценке знаний и … обеспечению подготовки персонала … [10]. В соответствии с этим, чрезвычайно важно развивать дополнительное бесплатное образование на базе школ, и это не только спортивные секции, но и занятия способные помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии, ведь главная задача школы не высокие показатели уровня знаний, а успешные состоявшиеся в жизни граждане нашей страны.


Библиографический список
  1. Исследования качества общего школьного образования – [Электронный ресурс] – URL:http://www.oecd.org/education/singapore-tops-latest-oecd-pisa-global-education-survey.htm (дата обращения: 02.03.17).
  2. Муршед М. M., Чийоке Ч., Барбер М. Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться (пер. с англ. Н. Микшиной) // Вопросы образования. 2011г. №1;
  3. Огородова М.В., Лаврентьева Л.В., Лаврентьева Е.В., Парадеева И.Н., Парадеева Н.В. К вопросу о финансировании образовательных учреждений в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-4. С. 713-716.
  4. Официальный сайт ГБОУ «Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала армии Маргелова В.Ф.» [Электронный ресурс] – URL: http://kadet-mvf-nn.narod.ru/ (дата обращения: 05.03.17).
  5. Официальный сайт МАОУ № 186 «Авторская академическая школа» [Электронный ресурс] – URL: http://www.naash.ru/ (дата обращения: 09.03.17).
  6. Официальный сайт МКОУ «Санаторная школа-интернат №5» [Электронный ресурс] – URL: http://www.school5nn.ru/ (дата обращения: 07.03.17).
  7. Официальный сайт МБОУ «Школа №29» [Электронный ресурс] – URL: http://shcoola29.narod.ru/ (дата обращения: 03.03.17).
  8. Официальный сайт МБОУ «Школа №18» [Электронный ресурс] – URL: https://sites.google.com/site/school18nn/home (дата обращения: 09.03.17).
  9. Фирсова П. Перевернутый класс: технология обучения XXI века. [Электронный ресурс] – URL: http://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka/ (дата обращения: 05.03.17).
  10. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7-4. С.648-651.


Все статьи автора «Яшкова Елена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: