УДК 331.1

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Кауфман Наталья Юрьевна
Сургутский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры Управление персоналом

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам инновационного развития предприятий через управление изменениями. Рассмотрены проблемы слабого применения инноваций предприятиями, а также принципы управления процессом изменений. Для осуществления процесса поиска и решения проблем в организации предложены модели, позволяющие руководству найти эффективный подход управления организацией через изменение бизнес-процессов, приемов и навыков сотрудников.

Ключевые слова: инновации, процесс, развитие, руководство, управление изменениями, эффективность


MANAGING THE PROCESS OF ORGANIZATIONAL CHANGE IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Kaufman Natalia Yurievna
Surgut state University
PhD in economic Sciences, associate Professor of personnel Management

Abstract
This article is devoted to questions of innovative development of enterprises through the implementation and change management. Discusses the problem of low application of innovation enterprises as well as the principles of managing the change process. The process of finding and solving problems in the organization of the proposed model, allowing the user to find an effective approach to the management of the organization through changes in business processes, techniques and skills of the employees.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кауфман Н.Ю. Управление процессом изменения организации в условиях инновационного развития // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79579 (дата обращения: 03.06.2017).

Кардинальные экономические реформы, проводимые в России, требуют изменения подходов к управленческой деятельности. Предпосылки внедрения инновационных методов управления на предприятиях обуславливают эффективное управление и человеческими ресурсами. Центром ответственности в данных условиях выступают руководители, с их готовностью к изменениям в психологическом, профессиональном и других аспектах при внедрении инновационных форм управления.

В последние десятилетия очень много говорится об инновациях и их неизбежности присутствия в экономике. Инновации охватывают многие сферы деятельности предприятий, и бывают технологические, продуктовые, процессные, маркетинговые, управленческие, экологические, социальные. Инновационное развитие связано с принятием новых решений, основанных на новом знании и связано с созданием ценности для потребителя [6].

Основными проблемами слабого применения инноваций предприятиями являются высокие риски на этапе финансирования, административные барьеры, недостаточно проработанное законодательство, а также развитие инновационной инфраструктуры [4].  А также, к проблемам можно отнести слабую вовлеченность и мотивацию персонала при внедрении инноваций, способность к восприятию новой информации, желания повысить свои профессиональные знания, находить новые конкурентоспособные идеи, нестандартные методы при решении необходимых задач.

Проблемой многих предприятий является изменение действующей системы управления, так как осуществление управленческих нововведений больше подвержено сопротивлению, чем технологические нововведения. Это может быть связано как с нежеланием персонала перестраивать свое мышление, с неэффективным использованием человеческого капитала, а также вследствие малого опыта и профессионализма [5].

Любые изменения в работе предприятия – сложный процесс, так как их осуществление связано не просто с желанием руководителя, а с совместной работой сотрудников, лидеров и менеджеров. В этом случае руководству необходимо понимать направление и принципы управления процессом изменений, так как изменения могут быть:

- запланированной стратегической задачей, зависящей от внешних факторов. Такие изменения поддаются контролю со стороны организации, ими можно управлять.

- реакция на изменения рынка, нововведения, как результат кризисных явлений экономики, законодательства, социальных предпосылок. В данном случае изменения сложно поддаются контролю или вовсе не могут контролироваться.

Управлять изменениями необходимо, так как грамотное управление уменьшает риски предприятия, улучшает качество продукции (услуг), повышает эффективность коммуникаций. Таким образом, управление изменениями – процесс поиска и решения проблем.

Следовательно, управление изменениями в организации осуществляется при наличии признаков, которые определяют целесообразность изменений [2]:

- изменение показателей эффективности предприятия;

- слабая конкурентоспособность на рынке своих услуг (продукции);

- пассивная кадровая позиция;

- нежелание использования инноваций в деятельности предприятия;

- убыточные и непрактичные решения руководства;

- несоответствие конкретной деятельности персонала и их выполняемыми обязанностями;

- слабая мотивация персонала.

Для успешного осуществления преобразования необходимо анализировать их причины, объекты, положительные и отрицательные стороны, четко формулировать цели и только затем проводить изменения.

Объектами изменений в организации могут быть [8]:

- цели организации или деятельности кадров;

- организационная структура организации;

- задачи и технологии трудовой деятельности персонала;

- кадровая составляющая.

Для осуществления процесса управления изменениями в организации существуют несколько моделей [7]:

Первая модель – модель «переходного периода», в которой изменения осуществляются методом «прорыва», как правило основанная на нововведениях, осуществляется через прогноз и анализ имеющейся ситуации.

Вторая модель – модель «постепенного наращивания», когда в компании изменения происходят «шаг за шагом». Хороший опыт в применении данной модели можно проследить на примере японских компаний, применяющих систему KAIZEN. Для осуществления KAIZEN нужно, чтобы люди использовали свой разум и концентрировали внимание на выполняемой работе. Благодаря данной системе, совершенствование многих процессов в компании должно происходить ежедневно и непрерывно, так как ежедневные улучшения не требуют серьезных финансовых затрат [1]. Процессы KAIZEN не всегда заметны для работников, и последующие результаты редко проявляются сразу [4].

Третья модель – модель «EASIER», используется для анализа стратегии предприятия, применима в ситуации любой сложности. В первую очередь выявляется проблема, в ходе которой становится понятно, что изменять и где. Аббревиатура расшифровывается как:

Envisioning – видение (сотрудниками ситуации);

Activating – активация (участники должны принять новое видение);

Supporting — поддержка (со стороны руководства в осуществлении процесса внедрения изменений);

Implementing – внедрение (путем деления задачи на отдельные подзадачи по степени сложности);

Ensuring – обеспечение (промежуточный контроль);

Recognizing – одобрение, признание (происходит в виде выплаты премий и других поощрений).

Таким образом, управление изменениями – эффективный подход управления организацией через изменение бизнес-процессов, приемов и навыков сотрудников. Для успешного осуществления данного процесса руководитель должен проанализировать деятельность организации, выявить причины неудач, проблемы, положительные и отрицательные моменты работы, а также четко сформулировать цели.


Библиографический список
  1. Виханский О.  Приживется ли система кайдзен в России? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mgubs.ru/images/systems.jpg (дата обращения: 14.10.2016).
  2. Карасева С. Управление изменениями в организации: направления и основные группы. [Электронный ресурс] – URL: http://fb.ru/article/46599/upravlenie-izmeneniyami-v-organizatsii-napravleniya-i-osnovnyie-gruppyi (дата обращения: 14.03.2017).
  3. Кауфман Н. Ю. Инновационный процесс и его влияние на развитие современного этапа экономики // Инновации в науке: научный журнал. – № 3(64). – Новосибирск. Изд. АНС «СибАК», 2017. [Электронный ресурс] – URL: http://sibac.info/conf/innovation/lxiii (дата обращения: 14.03.2017).
  4. Кауфман Н. Ю. Применение стратегии KAIZEN + KAIRYO в условиях инновационного развития предприятий / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – 194 с.
  5. Кауфман Н. Ю., Ширинкина Е. В. Особенности формирования управленческих инноваций в условиях развития человеческого капитала. Фундаментальные исследования. – 2017. – № 1 – С. 169-172. [Электронный ресурс] – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41334 (дата обращения: 14.03.2017).
  6. Михайленко Е. А. Управление изменениями в организации // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1366-1369.
  7. Управление изменениями в организации. [Электронный ресурс] – URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/upravlenie-izmeneniyami.html (дата обращения: 14.03.2017).


Все статьи автора «Кауфман Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: