УДК 378:371

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОПТИМАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Сидоренко Юлия Андреевна1, Жолобова Ирина Константиновна2
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье раскрываются основные подходы, реализуемые в системе профильного континуального интегрированного обучения Центром довузовского образования с целью более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся. Данная система создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их будущими профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего выбора профессии и обеспечат подготовку конкурентоспособного абитуриента и студента.

Ключевые слова: единые методические и ресурсные подходы, профильное интегрированное обучение, углубленное изучение предметов, учет индивидуальных склонностей


PROFILISATION OF EDUCATIONAL PROCESS AS OPTIMUM CONDITION OF EARLY OCCUPATIONAL ORIENTATION

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Zholobova Irina Konstantinovna2
1Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of history and philosophy

Abstract
The article presents main approaches realized by the Centre of pre-university education in the system of profile continual integrated education for the purpose of more complete accounting of interests, tendencies and capabilities of pupils. This system forms conditions for training of seniors according to their future professional interests and intentions concerning further choice of profession and will provide in training of the competitive school leaver and student.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Жолобова И.К. Профилизация образовательного процесса как оптимальное условие ранней профессиональной ориентации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79427 (дата обращения: 04.06.2017).

Существующая система среднего образования не всегда может удовлетворить образовательные интересы старшеклассников, заключающиеся в обеспечении необходимого уровня образования. Причина – разнонаправленные изменения, происходящие в системе среднего и высшего образования, приводящие к разрыву между содержанием и подходами в обучении данных уровней [1].

Проблема особенно актуальна для тех учащихся, которые принимают решение о продолжении своего образования, и сдают единые государственные испытания на углубленном уровне. Необходимость высокого уровня знаний и, как следствие, «достойного» балла ЕГЭ, диктуют высокие проходные баллы престижных высших учебных учреждений, в том числе и медицинского профиля [2].

Одним из механизмов позволяющим нивелировать данный разрыв, по нашему мнению, является континуальное интегрированное профильное обучение. Под термином интегрированное следует понимать наличие единых методических и (или) ресурсных подходов к образовательному процессу на различных уровнях образования.

Многолетняя практика работы Центра довузовского образования Ростовского государственного медицинского университета (Центра) показывает, что данный подход позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их будущими профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего образования.

Интеграция позволяет решить некоторые проблемы выбора профессии, достаточно рано обнаружить у школьников, развить и сделать более устойчивыми индивидуальные спосоности и склонности, в том числе по профильным дисциплинам с учетом выбранной профессии, не забывая при этом об общекультурных компетенциях [1; 3; 4; 5].

Профильность в интегрированной деятельности Центра начинается в клубе «Юный медик», где проходят обучение учащиеся образовательных школ 8-10 классов. Трехгодичная программа клуба позволяет, уже начиная с первого года обучения «погрузиться в медицину».

Темами первых занятий являются: введение в медицину, основные этапы и пути развития медицинских наук; философия жизни, болезни, смерти; понятие о здоровье и болезни;  внешняя среда и заболеваемость; дифференциация медицинских специальностей. На втором году обучения, не просто изучается биология и химия, но делается акцент на возможное влияние рассматриваемого фактора на здоровье. На третьем году обучающиеся изучают: введение в терапию, педиатрию, общую хирургию, инфекционные болезни. На доступном уровне преподаются основы патологической анатомии и физиологии, общие принципы оказания первой доврачебной неотложной медицинской помощи.

Особое внимание в программе обучения уделяется проблемам сохранения и укрепления собственного здоровья обучающихся, так как высокие  нагрузки, связанные с необходимостью совмещения школьного и дополнительного образования, могут  вызвать негативные тенденции со стороны организма школьников [6; 7].

Учебный процесс на подготовительных курсах университета осуществляется так же с учетом профильности обучения. В программу включены вопросы медицинской биологической химии и биологии, в процессе преподавания которых, уделяется внимание факторам риска возникновения различных заболеваний [8; 9].

Договорные отношения со школами, предполагающие консультирование по вопросам методического обеспечения преподавания профильных дисциплин, позволяют выстраивать единое образовательное пространство в интегрированном модуле Центра.

Основная идея внедрения модуля на старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [1; 10]. Данная система создает условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей с учетом дальнейших жизненных планов [11].

Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение не изучению основ большинства предметов, а углубленному освоению только тех, которые необходимы для поступления в вузы, для специализации. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

Результатом единого подхода к организации образовательного процесса является формирование контингента абитуриентов с высоким уровнем конкурентоспособности и большим потенциалом дальнейшего развития и, в конечном счете, приведет к повышению качественного уровня принимаемых первокурсников, что является одной из приоритетных задач любого вуза [12].


Библиографический список
  1. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
  2. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Деятельность системы непрерывного довузовского образования в рамках введения ЕГЭ // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 424-426.
  3. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Инновационные подходы к довузовскому образованию // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 170-172.
  4. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Профессиональное самоопределение в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 142-145.
  5. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Центры довузовского образования связующее звено непрерывного образовательного процесса // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 5 (57). – С. 78-80.
  6. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование  мотивации к здоровому образу жизни  в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
  7. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А.,  Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
  8. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Корреляция показателей психосоматического здоровья школьников и распределения учебной нагрузки // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 765-768.
  9. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  10. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 1 (86). – С. 17-21.
  11. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
  12. Максимов О.Л., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Аветисян З.Е., Машдиева М.С. Гигиеническая оценка адаптации учащихся к программам нового образовательного стандарта после первого года обучения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. – № 19. – С. 108-115.


Все статьи автора «Жолобова Ирина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: