Существующая система среднего образования не всегда может удовлетворить образовательные интересы старшеклассников, заключающиеся в обеспечении необходимого уровня образования. Причина – разнонаправленные изменения, происходящие в системе среднего и высшего образования, приводящие к разрыву между содержанием и подходами в обучении данных уровней [1].
Проблема особенно актуальна для тех учащихся, которые принимают решение о продолжении своего образования, и сдают единые государственные испытания на углубленном уровне. Необходимость высокого уровня знаний и, как следствие, «достойного» балла ЕГЭ, диктуют высокие проходные баллы престижных высших учебных учреждений, в том числе и медицинского профиля [2].
Одним из механизмов позволяющим нивелировать данный разрыв, по нашему мнению, является континуальное интегрированное профильное обучение. Под термином интегрированное следует понимать наличие единых методических и (или) ресурсных подходов к образовательному процессу на различных уровнях образования.
Многолетняя практика работы Центра довузовского образования Ростовского государственного медицинского университета (Центра) показывает, что данный подход позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их будущими профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего образования.
Интеграция позволяет решить некоторые проблемы выбора профессии, достаточно рано обнаружить у школьников, развить и сделать более устойчивыми индивидуальные спосоности и склонности, в том числе по профильным дисциплинам с учетом выбранной профессии, не забывая при этом об общекультурных компетенциях [1; 3; 4; 5].
Профильность в интегрированной деятельности Центра начинается в клубе «Юный медик», где проходят обучение учащиеся образовательных школ 8-10 классов. Трехгодичная программа клуба позволяет, уже начиная с первого года обучения «погрузиться в медицину».
Темами первых занятий являются: введение в медицину, основные этапы и пути развития медицинских наук; философия жизни, болезни, смерти; понятие о здоровье и болезни; внешняя среда и заболеваемость; дифференциация медицинских специальностей. На втором году обучения, не просто изучается биология и химия, но делается акцент на возможное влияние рассматриваемого фактора на здоровье. На третьем году обучающиеся изучают: введение в терапию, педиатрию, общую хирургию, инфекционные болезни. На доступном уровне преподаются основы патологической анатомии и физиологии, общие принципы оказания первой доврачебной неотложной медицинской помощи.
Особое внимание в программе обучения уделяется проблемам сохранения и укрепления собственного здоровья обучающихся, так как высокие нагрузки, связанные с необходимостью совмещения школьного и дополнительного образования, могут вызвать негативные тенденции со стороны организма школьников [6; 7].
Учебный процесс на подготовительных курсах университета осуществляется так же с учетом профильности обучения. В программу включены вопросы медицинской биологической химии и биологии, в процессе преподавания которых, уделяется внимание факторам риска возникновения различных заболеваний [8; 9].
Договорные отношения со школами, предполагающие консультирование по вопросам методического обеспечения преподавания профильных дисциплин, позволяют выстраивать единое образовательное пространство в интегрированном модуле Центра.
Основная идея внедрения модуля на старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [1; 10]. Данная система создает условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей с учетом дальнейших жизненных планов [11].
Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение не изучению основ большинства предметов, а углубленному освоению только тех, которые необходимы для поступления в вузы, для специализации. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
Результатом единого подхода к организации образовательного процесса является формирование контингента абитуриентов с высоким уровнем конкурентоспособности и большим потенциалом дальнейшего развития и, в конечном счете, приведет к повышению качественного уровня принимаемых первокурсников, что является одной из приоритетных задач любого вуза [12].
Библиографический список
- Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Деятельность системы непрерывного довузовского образования в рамках введения ЕГЭ // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 424-426.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Инновационные подходы к довузовскому образованию // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 170-172.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Профессиональное самоопределение в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 142-145.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Центры довузовского образования связующее звено непрерывного образовательного процесса // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 5 (57). – С. 78-80.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Корреляция показателей психосоматического здоровья школьников и распределения учебной нагрузки // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 765-768.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
- Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 1 (86). – С. 17-21.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
- Максимов О.Л., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Аветисян З.Е., Машдиева М.С. Гигиеническая оценка адаптации учащихся к программам нового образовательного стандарта после первого года обучения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. – № 19. – С. 108-115.