УДК 616.31-083:613.2:613.954-063.4

МОНИТОРИНГ РОЛИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МОТИВАЦИИ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гарифуллина Альбина Жамильевна
Омский государственный медицинский университет

Аннотация
В период дошкольного возраста одним из важнейших механизмов воздействия окружающих на воспитание ребенка служит живой пример и провоцирование к подражанию, а также правильно избранный психолого-педагогический подход, учет возрастных особенностей. В связи с этим необходимым условием в воспитании ребенка является высокая убежденность медицинских работников, воспитателей ДОУ и родителей в ценности профилактики, и информированности о формах передачи этого убеждения.

Ключевые слова: медицинский работник


THE MONITORING ROLE OF MEDICAL WORKERS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS IN THE MOTIVATION HYGIENE EDUCATION ORGANIZED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Garifullina Albina Jhamilevna
Omsk State Medical University

Abstract
In the period of preschool age one of the most important mechanisms of influence surrounding the education of the child serves as a living example and to provoke to emulation, and also correctly chosen pedagogical approach, taking into account age peculiarities. In this regard, a necessary condition in the child's education is a high conviction of medical workers, educators, and parents the value of prevention, and awareness about the forms of transmission of this belief.

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гарифуллина А.Ж. Мониторинг роли медицинских работников детских дошкольных учреждений в мотивации к гигиеническому воспитанию организованных детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78446 (дата обращения: 02.06.2017).

Согласно приказу №639-271 от 11.08.88г. на медицинских работников ДОУ возложена ответственность за обеспечение первичных стоматологических профилактических мероприятий с первых дней поступления ребенка в детские ясли и детский сад. В этом плане средние медицинские работники обязаны:

  1. Принимать меры по устранению вредных привычек у детей (подкладывание во время сна кулачка под щеку, сосание пальцев, игрушек и т.д.).

  2. Ограничивать в меню употребление легкоусвояемых углеводов и контролировать пищевой рацион с целью приучения детей к употреблению твердой пищи для улучшения самоочищения полости рта.

  3. Контролировать обучение ребенка правильной чистке зубов и соблюдение рационального ухода за полостью рта.

  4. Создавать надлежащие санитарно-гигиенические условия для хранения зубных щеток и средств гигиены полости рта.

  5. Помогать создавать необходимые условия стоматологу при проведении профилактических мероприятиях среди детей.

В связи с этим нами был проведен опрос медицинских работников ДОУ с целью выявления уровня знаний и фактически выполняемой работы по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

В ответах на вопрос «Проводите ли Вы санитарно-просветительную работу о здоровом образе жизни детей среди воспитателей и родителей?» 80% медицинских работников ответили «да, постоянно» (р≤0,05) и 20% – «да, иногда». Среди воспитателей медицинские работники отдают предпочтение таким формам санитарно-просветительной работы как, беседы и памятки, а среди родителей – плакаты и санбюллетени. В ответах на вопрос «Освещаете ли Вы в этих мероприятиях вопросы о рациональном питании и гигиеническом уходе за полостью рта?» 46% медицинских работников отметили «нет, это обязанности стоматолога», 13% – «нет, это обязанности родителей» (р≤0,05) и 41% опрошенных отмели графу «нет», затрудняясь сказать, в чьи обязанности входит освещение данного вопроса (р>0,05).

Меры по устранению вредных привычек у детей принимают 26% опрошенных медицинских работников ДОУ (р≤0,05). 13% – этого не делают вовсе (р≤0,05), 53% считают, что это обязанности воспитателей и 8% считают, что это обязанности родителей (р≤0,05).

На вопрос «Контролируете ли Вы пищевой рацион с целью приучения детей к употреблению твердой пищи?» 20% ответили «да, иногда» (р≤0,05), 80% ответили «нет» (р≤0,05), из которых 54% опрошенных считают это обязанности родителей. Что касается ограничения в меню детей, посещающих ДОУ, легкоусвояемых углеводов, то 20% медицинских работников за этим следят постоянно (р≤0,05), 34% – «иногда», 46% не ограничивают детей и считают это обязанностями родителей.

Рис. 1. Роль медицинских работников в привитии навыков по уходу за полостью рта

При ответе на вопрос «Как Вы представляете себе роль медработников в привитии навыков по уходу за полостью рта?» 34% никак себе не представляют, 26% медицинских работников считают, что в привитии навыков должны участвовать родители и стоматологи, 20% считают, что им должна отводиться только контрольная функция совместно с родителями, 13% – проведение санитарно-просветительной работы по вопросам гигиены полости рта и 7% опрошенных думают, что это возможно только в условиях поликлиники. (рис.1).

Уровень санитарно-гигиенических знаний был сведен нами к обобщенному интегрированному показателю и выражен в баллах. Оценка ответов на вопросы анкеты проводилась по пятибалльной системе в соответствии с выбранной шкалой (от 0 до 1,0 балла). На основании данных опроса медицинских работников можно сделать вывод, что уровень санитарно-гигиенических знаний о правильном питании и уходе за полостью рта был неудовлетворительным (УГЗ = 0,3 баллов).

Таким образом, анкетирование позволило установить, что медицинские работники не принимают достаточной активности в вопросах стоматологического здоровья детей и, как следствие, не имеют четких представлений своей роли в гигиеническом обучении и воспитании, а также в формировании навыков по уходу за полостью рта.


Библиографический список
  1. Гарифуллина А.Ж. Особенности формирования мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию организованных детей дошкольного возраста / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, В.Г.Сунцов // Методические рекомендации. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, ГОУ ВПО “Омская гос. мед. Акад.”. – Омск, 2009. – 36с.
  2. Скрипкина Г.И. Диагностика уровня здоровья полости рта и прогнозирование кариеса зубов у детей. – Омск: ОмГМА – 2014. – 180 с.
  3. Скрипкина Г.И. Определение количественного состава микрофлоры полости рта у детей на стоматологическом приёме /Г.И. Скрипкина// Стоматология детского возраста и профилактика (том IX). – 2010. – № 3 (34). – С. 30-31.
  4. Скрипкина Г.И Роль диспанцеризации в снижении заболеваемости кариесом зубов у детей (обзор литературы) / Г.И.Скрипкина, Е.В.Екимов //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2015. Т. 2. – С. 68-71.
  5. Скрипкина Г.И. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях /А.Ж.Гарифуллина, В.Г.Сунцов, Г.И.Скрипкина, Ж.Н.Тельнова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2011. Т. 10. №1. – С. 53-58.
  6. Скрипкина Г.И. Взаимосвязь физико-химических параметров ротовой жидкости кариесрезистентных детей / Г.И.Скрипкина // Стоматология детского возраста и профилактика (том X). – 2011. – № 3 (38). – С.22-25.
  7. Гарифуллина А.Ж. Формирование мотивации к гигиене полости рта у детей дшкольного возраста города Омска / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, В.И.Самохина // Современная стоматология. – 2007. -№ 4. – С. 63-65.
  8. Сунцов В.Г. Инновационная деятельность кафедры стоматологии детского возраста по проблемам диагностики, профилактики и лечениястоматологических заболеваний / В.Г.Сунцов, Г.И.Скрипкина, А.В.Карницкий, И.М.Волошина, А.Ж.Гарифуллина, О.В.Мацкиева. – Омск, 2007. - 700с.
  9. Скрипкина Г.И. Донозологическое прогнозирование как инновационный подход к индивидуализированной профилактики кариеса зубов в детском возраста / Г.И.Скрипкина // Dental Forum. – 2011. - №5. – С. 107-108.
  10. Скрипкина Г.И. Принципы воспитания у детей дошкольного возраста навыков личной и общественной гигиены / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, Ж.Н.Тельнова // Dental Forum. – 2014. - №4. – С. 26-27.
  11. Гарифуллина А.Ж. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста / Г.И.Скрипкина, А.Ж.Гарифуллина, Ж.Н.Тельнова // Стоматология. – 2015. – Т. 94. №5. – С. 67-70.
  12. Дистель А.В. Кариес зубов и филогенетические особенности жевательного аппарата / В.А.Дистель, Г.И.Скрипкина, Ю.Г.Романова // Dental Forum. – 2016. - №4(63). – С. 24.


Все статьи автора «Гарифуллина Альбина Жамильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: